Музей подводных лодок

Одним из важнейших памятников фортификационного и военно-технического искусства советской эпохи является Музей подводных лодок

, который находится на западном горном склоне бухты Балаклавы

.

Музей был возведен в период с 1957 по 1961 годы. Его предназначение заключалось в том, чтобы защитить от возможной ядерной атаки противника советские подводные лодки, командный пункт и ремонтную базу подводного Черноморского флота. Также, помимо завода, располагающегося под землей, был возведен объект под кодовым числом 820 – штольни, выступающие в роли хранилищ ядерных боеприпасов и топлива. На тот период это был первый комплекс в СССР, находящийся под землей и предназначенный для ремонта и укрытия подводных лодок. Долгое время он оставался единственным.

Комплекс был рассчитан на одновременное размещение семи подводных лодок

и представлял собой своеобразное «гнездо». В скале был прорублен подземный сухой док, где и проводился лодочный ремонт. Подводная лодка сначала своим ходом заходила из Балаклавской бухты в канал, а потом производила перемещение по штольне общей протяженностью около пятисот метров с помощью специальной системы лебедок и тросов. Завод возводился согласно требованиям первой категории защиты противоатомного отношения. Его подземный сухой док имел такие параметры: длина – 70 м, глубина – 7,5 м и ширина – 10 м. Там же находились большие производственные площади. Диаметр штольни в самом широком ее месте достигал 22 м. Плавучий батопорт, весивший много тонн, плотно перекрывал вход в штольню со стороны Балаклавской бухты

. Его специально поддували для этого, и он всплывал. Сам вход со стороны бухты подвергся тщательной маскировке. Подземный комплекс находился в полной изоляции от внешней среды. Даже если бы на комплекс упала атомная бомба, чей вес не превышал 100 килотонн, комплекс остался бы в целости и сохранности, настолько мощна была его защита. В самой высокой точке внутренних помещений комплекс достигал высоты, равной высоте трехэтажного дома.

Несколько севернее было возведено тщательно защищенное хранилище для топлива, а южнее, около подземного канала, хранилище для ядерных припасов – спецсклад. Вместительность хранилища для топлива позволяла хранить там до 4 тысяч тонн различных нефтепродуктов. Само хранилище представляло собой вертикальные емкости, размещенные под землей. Над хранилищем нависало много метров скального грунта. От его входа к подземному причалу вела узкоколейная дорога. По ней возили торпеды, запчасти, продовольствие, необходимые грузы и артиллерийский боеприпас. Там же располагалась мастерская, в которой ремонтировали детали и узлы кораблей, а также осуществляли их профилактический осмотр. Специальное сооружение, состоящее из сборных железобетонных плит, плотно закрывало выход из канала с запада. Плиты были 10 м в длину, 2 м в ширину и 7 м в высоту.

С течением времени, подземный комплекс в Балаклаве начал терять свою значимость как военный стратегический объект, несмотря на свою защищенность и мощность. Во многом на это повлияло то, что Военно-морской флот Советского Союза перешел на подводные лодки других классов. Окончательно из эксплуатации подземный комплекс вывели в 1994 году. Последнюю подводную лодку, принадлежащую к Черноморскому Флоту, из Балаклавской бухты вывели в 1995 году. Тогда же комплекс перешел под юрисдикцию Украины.

Начиная с 2003 года, на фондах арсенала и подземного комплекса действует Военно-морской музей плдводных лодок «Балаклава». Он является филиалом Центрального музея Вооруженных Сил Украины.

маршрут экскурсия балаклава крепость храм музей

Похожие материалы:

Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...

Устное народное творчество
Как и в предшествующую эпоху, весьма популярен был среди адыгов в XVI — первой половине XIX вв. нартский эпос. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изу­чения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гир ...

План проведения краеведческих чтений
1. Рассылка приглашений. Отправка информации в СМИ. 2. Чтение приглашённым краеведческой литературы. 3. Ответы на вопросы участников. 4. Состязания на тему: «Кто лучше знает свой край?» 5. Анкетирование. 6. Вручение буклетов и пригла ...