Обряд родов у хакасов

Страница 3

Перевязывали пуповину ниткой, сделанной из конопли или льна, реже из шелка и сухожилий (в этом случае считалось, что ребенок может вырасти суровым человеком) [Бутанаев В.Я., 1988. С. 207]. Когда пуповина отпадала (примерно через 3 - 7 дней), ее зашивали в мешочек, иногда пришивая сверху пуговицу, или заворачивали в кусочек ткани и затягивали в тугой узел так, чтобы его невозможно было развязать. Мать прятала этот мешочек в самый дальний угол своего сундука. Пуповину нельзя никому показывать, в отличие от обычаев, например, алтайцев, когда женщина, имевшая детей, прикрепляла к своему поясу на праздничном наряде мешочки с пуповинами своих детей, чтобы все присутствовавшие на празднике могли, не спрашивая ее, узнать, сколько у нее детей [Каруновская Л.Э., 1927. С. 25].

Послед же хакасские женщины всегда захоранивали. Некоторые из них делали это в том месте юрты, где родился ребенок, или в таком месте, где его никто не мог найти случайно или намеренно наступить на него (чаще всего захоронение производилось на женской половине юрты).

В том случае, когда ребенок рождался в «рубашке» (по-хакасски хаптыг пала — «ребенок в мешке»), пленку высушивали, складывали несколько раз и зашивали в маленький кожаный мешочек, который также хранился в сундуке матери. Считалось, что такой ребенок будет счастливым, и мешочек часто использовался как талисман, оберег. Например, если сын отправлялся в дальнее путешествие, мать зашивала мешочек ему в одежду или вешала на шею. После благополучного возвращения мешочек вновь прятали в сундук или в специальную шкатулку. В любом случае ни послед, ни пуповину, ни «рубашку» ребенка не должен был видеть никто из посторонних, т. к. существовала опасность посягательства на них со стороны семей, где не рождались дети.

В редких случаях для помощи в родах приглашали шамана, который проводил специальное камлание, имеющее целью прогнать злых духов, которые мешали родам или затрудняли

их, и призвать на помощь женщине и младенцу светлые силы, мать Умай.

Считалось, что помочь женщине при родах может и специальный семейный охранитель тос — Тульгу-тос (в переводе с хакасского тос — «лисица»). Его изготавливали из кусочков лисьей шкуры, красного кумача, полосок черной ткани и березовой веточки. В семьях он почитался, женщина была обязана хотя бы раз в год совершать ритуальное кормление его вареной рыбой. Если роды были затруднены, также прибегали к помощи тос'я.

Все эти меры, по представлениям хакасов, приводили к благополучному разрешению родов. Ребенок, poдившись, должен был упасть на землю, на которой был постелен войлок. Сразу же повитуха обмывала ребенка подсоленной водой, для того чтобы обезопасить его от инфекций, затем смазывала все тельце жиром (маслом, сметаной) и прикладывала к груди матери. Повитуха заворачивала ребенка в его первую пеленку, которой служила изношенная ткань. Наиболее предпочтительными считались пеленки из разорванных по шву штанов отца. Это, как полагали хакасы, предохраняло ребенка от сглаза, болезней и злых духов. В новые пеленки не заворачивали, считая, что новые, никем неношеные вещи являются для ребенка губительными.

Отец ребенка должен был отблагодарить повитуху за помощь в родах. Сразу же после их окончания он обмывал ей руки, используя заранее приготовленный новый кусок мыла, обтирал их новым полотенцем, а затем отдавал повитухе мыло и полотенце. После этого она обмывала руки роженице. Кроме полотенца и мыла повитуха получала в подарок отрез ткани, платок. С собой ей давали также тулуп (гостинец). Муж подавал повитухе чашку вина. Иногда вино подносили и роженице, полагая, что от этого матка быстрее сократится. Если при родах присутствовал шаман, то его тоже угощали вином. Муж к вину не прикасался.

Впоследствии повитуха считалась второй матерью для ребенка, с ней поддерживались самые трогательные отношения, которые, наверное, можно сравнить с отношениями с крестной матерью у русских. Повитуха была, как правило, частым гостем в семье, ее одаривали подарками. Когда ребенок вырастал и вступал в брак, она сидела на почетном месте, рядом с родителями.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Народный календарь как явление традиционной культуры
Русский народный календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа. Русский месяцеслов всегда привлекал внимание фольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков. Русский народный ...

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Система питания детей у хакасов
Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так ...