Обряд родов у хакасов

Страница 2

В тех случаях, когда роды проходили мучительно и долго, присутствовавшие женщины совершали действия, которые помогали роженице. Из прагматических действий — это приподнимание роженицы за подмышки (т. к. сама она уже не могла этого сделать). Муж мог на улице, возле юрты, стрелять в воздух из ружья или стоять на пороге юрты, или в юрту неожиданно для роженицы заходил свекор, который своим появлением пугал ее. Он мог подойти к ней сзади и ударить по спине. В обычной повседневной жизни все это было запрещено. Если все эти меры не помогали, то приглашали в юрту двоих или четверых мужчин, роженицу клали на войлок, а мужчины, взявшись за его концы, приподнимали войлок и осторожно раскачивали его так, чтобы она перекатывалась с одного бока на другой. При этом войлок приподнимали невысоко над землей.

У хакасов как первенца, так и последующих детей принимала опытная повитуха (инейджи, кiндiк iче — «пуповинная мать», тунгах iче, урекен — «старушка»). В каждом аале женщин этой специальности имелось несколько. Как правило, одна и та же повитуха принимала всех детей в одной семье. Повитухи владели навыками народного акушерства, которых в арсенале народной медицины было накоплено немало. Инейджи умела делать массаж, облегчавший роды. Смазав руки каким-либо жиром, она поглаживала живот роженицы сверху вниз, потихоньку сдвигая плод. Повитуха могла массировать живот полотенцем, за спиной роженицы держала одной рукой оба конца (завязывать полотенце нельзя), а второй рукой понемногу сдвигала его сверху вниз. Массажем исправлялось неправильное положение ребенка. Если плод прежде времени опускался в утробе, повитуха при помощи массажа умела возвращать его в нормальное положение, после чего беременной подвязывали живот шерстяным платком [Бутанаев В.Я., 1988. С. 208].

Помимо народных акушерских приемов повитуха знала и владела магическими навыками, которые, по народным представлениям, облегчали прохождение как обычных, так и тяжелых родов. При тяжелых родах инейджи обмахивала роженицу брюками мужа, произнося при этом определенный текст: «Я безмозглый мирянин, я безухий раб, я глупее теленка, я наглее первотелка» [Бутанаев В.Я., 1988. С. 208]. После произнесения этого текста она открывала дверь, три раза плевала на улицу, «вымахивала» злых духов от роженицы в сторону двери и затем выбрасывала брюки на улицу или вешала их за дверью.

Особенно важную, сакральную миссию выполняла повитуха в отношении последа и пуповины. Все, что было связано с ними, имела право выполнять только она. Пуповину ребенку перерезали ножом (по некоторым данным, девочкам — ножницами) [Бутанаев В.Я., 1988. С. 207]. Перерезали пуповину, обязательно положив под нее деревянную (березовую) палочку или пучок травы. Это делалось для того, чтобы пуповина не выскальзывала из-под ножа. По народным же представлениям, дерево или трава символизировали собой жизненность, а поскольку операция совершалась на мягком материале (дерево, трава), то считалось, что у хакасов мягкая душа [Бутанаев В.Я., 1988. С. 207]. Пуповину не перерезали до тех пор, пока из чрева не выйдет послед (пала iнезi — «мать ребенка»). В момент перерезания повитуха выполняла не свои функции, а богини Умай, дарительницы жизни. Такое предположение о содержании ее «миссии» вытекает из слов, которые она произносит в момент этой операции: «Я не режу, а режет богиня Умай. Живи долго» [Бутанаев В.Я., 1988. С. 217].

Повитуха по местоположению пуповины на последе могла определить не только срок жизни ребенка, но даже предвидела его дальнейшую судьбу. Она, в силу своих особых качеств (так считали хакасы), могла исправить нежелательные для судьбы ребенка признаки. Считалось, что если пуповина соединена с последом в центре, то ему предопределено долголетие, а если сбоку, то срок его, жизни будет коротким. В последнем случае повитуха путем манипуляций «передвигала» пуповину к центру и таким образом исправляла нежелательный показатель срока жизни ребенка. При родах, когда ребенок выходил из утробы матери не головой, а ножками, повитуха произносила: «Пусть не будет злых сил в отчем доме, пусть они находятся среди камней и лесов» [Бутанаев В.Я., 1988. С. 209]. Подобное заклинание должно было уберечь жизнь младенца и не дать ему стать шаманом.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...

Петров день (Пётр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки)
Великий православный праздник, посвящённый памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Санкт-Себастьяно. Событие это со временем забылос ...

Народные обычаи, верования и религии казахов
Казахские народные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых в повседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке ...