Отношения между родителями и детьми в хакасской семье

Страница 3

С момента выхода замуж, хакасская девушка эмансипируется из-под родительской власти и переходит во власть мужа, а отчасти и свекрови, которая, однако, по отношению к невестке получает лишь право увещевания.

Зато власть мужа над личностью жены простирается гораздо дальше власти матери над дочерью. Муж имеет право наказывать ее более строго, плоть до нанесения побоев. Лишь бы это наказание не носило характер истязаний.

Право отца и матери на имущество замужней дочери также весьма ограничено. Неимущий отец может поселиться у нее только с согласия зятя, мать же, хоть, и не обязана испрашивать согласия, но может поселиться у дочери лишь тогда, когда у нее нет сыновей, которые могли бы приютить ее.

Таким образом, в хакасской семье, основанной на патриархальных началах, "власть родителей к лицу всех детей прекращается единственно со смертью их", т.е. власть отца над личностью сына, по обычному праву, не прекращается ни женитьбой сына, ни выделом его из своего хозяйства. А вот в отношении имущества выделенного сына власть отца имеет свои границы, а именно " .отдав детям через запись какие-либо имения, не мешаются уже в оное ." [Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен, 2000. С. 110].

Относительно дочери правомочия отца прекращаются и фактически передаются ее мужу при выдаче ее замуж.

Весь внутренний уклад хакасской семьи и взаимоотношения между ее членами особенно отчетливо выступали во время общей семейной трапезы. Все члены семьи рассаживались в строго установленном порядке, который каждый член семьи усваивал с детства и соблюдал в каждом случае без всякого предупреждения как нечто само собой разумеющееся.

Согласно обычаю, на почетном месте (тöр), расположенном против входа, садился глава семьи — отец (пабам). По левую сторону от него – жена (импчiм), рядом располагались дочери (хызым), а за ними па свободных местах по направлению к двери с правой стороны от входа рассаживались снохи (килнiм), в соответствии со старшинством (но возрасту) своих мужей. С правой стороны от домовладыки садились его сыновья, также соблюдавшие порядок старшинства по возрасту.

У самого котла (он стоял напротив входа в центре юрты) садилась жена младшего из женатых сыновей (килнiм), которая выкладывала содержимое котла в большое деревянное блюдо, затем это блюдо передавалось жене (ипчiм), которая лучшие куски клала на общую, но уже малую деревянную чашу. Эта чаша предназначалась для отца семейства, его жены и старшего сына, с которыми ели его дочери (хызым). Вторая такая же чаша ставилась для остальных сыновей. Остатки пищи давали снохам.

Взаимоотношения людей в семье формировались веками в нелегкой, порой жестокой борьбе за жизнь. Отсюда и трудолюбие, умение переносить любые невзгоды, избегать конфликтов. Природная сметка и доброта души часто сочетались безусловной честностью, правдивостью, взаимовыручкой, неиссякаемым оптимизмом, юмором и преданностью на всю жизнь. По условиям своей жизни хакас имеет возможность полагаться на всех членов семьи, а для того, чтобы заслужить взаимное доверие, он должен и сам поступать честно но отношению к другим.

Страницы: 1 2 3 

Похожие материалы:

Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и постсоветской истории
С приходом к власти партии большевиков календарные и религиозные обряды оказались в состоянии блокирования и запрета. Развернувшаяся под руководством партийных органов антирелигиозная пропаганда была направлена на воспитание у населения а ...

Этнический стереотип и этнический образ
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способ ...

Фонд краеведческих документов
Основа всей краеведческой деятельности библиотеки – краеведческий фонд. Краеведческий фонд – это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Он используется читателями и сотрудниками библиотек в разнооб ...