Описание и история герба

Страница 2

Кроме лилий, на щите успели побывать гербы сменившихся на английском престоле европейских династий - Нассауской и Ганноверской.

Повтор в противоположных углах герба Англии - это символ ведущей роли Англии в создании союза трех королевств.

Щит герба окружен подвязкой «самого благородного ордена Подвязки», на которой написан по-французски девиз этого ордена: «Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает» (Honni soit qui mal у pense) [Помилка! Неприпустимий об'єкт гіперпосилання.

www.tula.net].

Этот орден является высшей наградой Великобритании за гражданские и боевые доблести. Число награжденных этим орденом ограничено и не должно превышать двадцать четыре человека. Орден был учрежден королем Эдуардом III в 1348 году. Ранние записи ордена погибли в огне, и историкам весьма сложно восстановить его изначальные цели, задачи и даже история девиза вызывает научные дискуссии.

Существует несколько теорий происхождения ордена Подвязки. Согласно самой известной из них, возможно, объединяющей сразу две версии, орден появился при следующих обстоятельствах. 1 января 1344 года Эдуард III, готовивший поход на Францию, объявил о созыве рыцарского турнира, на который пригласил всех знатных рыцарей Европы. Он приказал сделать пристройку к Виндзорскому замку, в который, по замыслу Эдуарда, должен был разместиться воссозданный легендарный Круглый стол короля Артура. Эдуард был поклонником рыцарства, любил романы о подвигах рыцарей круглого стола, сам принимал участие в рыцарских турнирах. Столетняя война помешала осуществить грандиозный замысел. Однако Эдуард возобновил проект после своего возвращения из Франции. Он задумал создать светский рыцарский орден, на который он мог бы опереться в борьбе с баронами и высшей знатью королевства за упрочение своей власти [Томахин 1999: 37].

В 1348 году все было готово к торжествам, пристройка к замку было сооружена, объявили бал, но, по-видимому, у Эдуарда не было приготовлено название для создающегося рыцарского союза. На балу Джоан Сосберн, танцевавшая с Эдуардом, потеряла подвязку, синюю, вышитую и усыпанную драгоценными камнями. Подвязка упала прямо под ноги королю. Создалась несколько двусмысленная ситуация, но король галантно поднял подвязку, подвязал себе на рукав и, увещевая насмешников, произнес по-французски фразу: «Honni soit qui mal у pense». Здесь его посетила идея, и он сказал: «Я объявляю об установлении королевского Ордена Подвязки! И мои слова пусть будут девизом этого ордена» [Химунина 1984: 238].

Теперь перейдем к элементам, окружающим щит. Останавливает на себе внимание великолепный золотой шлем с закрытым забралом. На нем императорская корона с нашлемником — золотым коронованным леопардом, которого в просторечии называют «британским львом». Золотой шлем английского герба увенчан короной Святого Эдуарда, которая появилась на гербе в царствование Чарльза II (1635-1701). Справа и слева от шлема - золотой намет, подложенный горностаем (что является символом королевской власти).

Фигуры щитодержателей на протяжении веков менялись неоднократно. В разное время щит поддерживали соколы, серебряная антилопа, белый лебедь, ял, белый кабан короля Ричарда III (1452-1458), красный валлийский дракон, указывающий на кельтское происхождение династии Тюдоров, серебряный гончий пес графства Ричмондского. Эти животные были символами правящих в свое время монархов [http://eng-history.ru].

С 1603 года у щита утвердились коронованный британский лев и единорог - белая лошадь с винтообразным рогом во лбу.

В средневековой геральдике и искусстве образ единорога встречался очень часто. Это фантастическое, по нашим представлениям, животное считали символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Многие верили в его существование. Возникла даже легенда, что охотнику никогда не поймать единорога и что он покорится лишь непорочной деве. В сочинениях христианских писателей единорога упоминают как символ Благовещения и воплощения Христа, рожденного Девой. В средневековье единорог считался эмблемой Девы Марии, святого Юстиниана Падуанского и святого Юстина Антиохийского.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Революция языка и этногенез
Этногенез (этническая история) – наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить в ...

Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного ...

Развитие Кузнецкой металлургии в XVIII-XIX веках
У коренных жителей Кузбасса – шорцев – есть древняя легенда о том, что в стародавние времена в тайге у горы Мустаг жил Великий Шаман, который, путешествуя по небесным сферам, смог добраться до самого создателя мироздания, Верховного Божес ...