Новозыбков
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отличался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»). В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности.
И поэтому дух времени - а это была эпоха классицизма - им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная. по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры - те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность. Кроме главного входа в храм с запада подкупольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой). В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола. В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это - старообрядческая Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского и украинского зодчества. Расположенные по московскому образцу - то есть по углам - дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «бани» более ранних памятников украинского зодчества.
Таким образом, рассмотрев лишь часть памятников церковного зодчества Брянщины, можно сделать вывод о её многогранности, богатстве стилей, а также о глубоких религиозных представлениях жителей Брянщины
Похожие материалы:
Советская
власть в 1939 – 1941 гг
В город Щучин Красная Армия вступила предположительно 19 сентября 1939. Никто не встречал "освободителей" с радостью. Оптимизма у местных жителей смена власти не вызвала. Да и выглядели "освободители" в шапках-будёновк ...
Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки
Перестройка открыла дорогу гласности и свободе слова. Люди, охмелевшие от предоставленных свобод, стали смелее высказывать свои мнения. В средствах массовой информации, в том числе и красноярских, началось повальное очернение прошлого. Од ...
Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в
условиях полиэтнической области
После распада СССР в современной России, в первые годы перестройки, отсутствовали какие-либо механизмы регулирования межнациональных отношений. Однако резкое обострение межнациональных противоречий в обществе продиктовало необходимость вы ...