Новозыбков

Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отличался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»). В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности.

И поэтому дух времени - а это была эпоха классицизма - им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная. по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры - те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность. Кроме главного входа в храм с запада подкупольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой). В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола. В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это - старообрядческая Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского и украинского зодчества. Расположенные по московскому образцу - то есть по углам - дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «бани» более ранних памятников украинского зодчества.

Таким образом, рассмотрев лишь часть памятников церковного зодчества Брянщины, можно сделать вывод о её многогранности, богатстве стилей, а также о глубоких религиозных представлениях жителей Брянщины

Похожие материалы:

Культура и ее этнические функции
Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение ...

Ориентиры ценностей
Золотые ворота. Золотые Ворота принадлежат к числу уникальных исто-рико-архитектурных и военно-инженерных памятников Руси. Они построены в 1164 году в качестве главных ворот столицы мо­гучего Владимиро-Суздальского княжества. Если вспомн ...

Устное народное творчество и письменная литература
Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, ...