Система ценностей

Страница 3

Без соответствия, соблюдения и наличия романипэ этнический цыган не может быть признан цыганом.

Считается, что романипэ — отличительное качество цыган. Однако этнический нецыган, имеющий романипэ, признаётся цыганом. Обычно это приёмный ребёнок нецыганского происхождения, выросший в рамках цыганской культуры.

Цыганские пословицы и поговорки, посвящённые романипэ

Бар зорало, а ромэнгиро ило зоралэдыр.

Камень крепок, а цыганское сердце крепче.

Конэстэ рат шылало, одова нанэ ром.

У кого кровь холодная, тот не цыган.

Конэстэ екх жыла, а ромэстэ дуй.

У кого одна жила, а у цыгана две.

Ром на сбандёла, подыкхэла, сыр вавир джювэна.

Цыган не окривеет (от зависти), посмотрев, как другие живут.

Сыр на накхарпэ, манушэса ячпэ.

Как ни называйся, человеком оставайся.

Романы яг сарэнгэ свэтинэла.

Цыганский костёр всем светит.

Закон гостеприимства свят для цыгана.

Ромэстэ пэскирэ кругом пэ свэто.

У цыган родня кругом на свете.

Дэ сави строна на гэян, везде пэскири семья ластя.

В какую страну ни пришёл, везде свою семью нашёл.

Ромэстэ шэл чиба, а корнё екх.

У цыган языков сто, а корень один.

Различия между цыганами не повод забывать о родстве.

Кицы рома, дакицы обычае.

Сколько цыган, столько обычаев.

Са амарэ ромэндэ, со чюжонэндэ — рат екх цвэто.

Что у наших цыган, что у чужих — кровь одного цвета

Гаджо

(мн. ч. «гадже») — в цыганской философии обозначение человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель» (предки цыган, как и цыгане, были артистами и ремесленниками) и является однокоренным к цыганскому слову «гав» (деревня).Отношения цыган и гадже со стороны цыган регулируются «цыганским законом». Самые главные правила гласят: «при отношениях с гадже цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.

Некоторые правила «цыганского закона» одинаковы для отношений с гадже и с цыганами. Сюда входят табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, предписывающие заботу о его комфорте.

Слово при употреблении может иметь оттенок снисходительности, превосходства (цыгана над непричастным к романипэ), но в качестве уничижительного цыганами не используется. Для «плохого гаджо» существуют отдельные слова.

Цыганские пословицы и поговорки, посвящённые гадже

Вавир племё манушэнге кэ рома дела нанэ.

Другого племени людям до цыган дела нет.

Налачэ ромэс сарэ заметинэна, лачэс никон не заметинэна.

Плохого цыгана все заметят, хорошего цыгана никто не заметит.

Кон дасаво ром? Ёв мануш сыр сарэ мануша.

Кто такой цыган? Человек как все люди.

Тут гадже представлены словами «все люди»

Налачэ магуша пхэндлэ, со рома джювалэ; лачэ мануша пхэндлэ со амэ соловьи.

Плохие люди сказали, что цыгане вшивые; хорошие люди сказали, что мы соловьи.

На косинэс бангэс пэ ромэндэ, и ёв тукэ прямо подыкхэла.

Не гляди на цыгана косо, и он на тебя прямо посмотрит.

Кон мангэ на патяла, долэс обхухавава; кон мангэ патяла, последнёнэса угостинава.

Кто мне не верит, того обману; кто мне верит, последним угощу.

Кон ромэскэ допатяла, долэс ром крэпкос уважинэ.

Кто цыгану доверяет, того цыган крепко уважает.

Сарэ мануша дэ таборо явэна, романо законо припхэнэла сарэ лэн тэ прилэс.

Всякие люди в табор приходят, цыганский закон велит всех их принять.

Романы яг сарэнгэ бикхэрэнгиро свэтинэла.

Цыганский костёр всем бездомным светит.

Кажнонэ народостэ пэскиро обличьё, пэскиро обычаё.

У каждого народа своё обличье, свой обычай.

Сарэ манушэндэ кокалэ парнэ, рат лолы.

У всех людей кости белые, кровь красная.

Романо рат

буквально переводится как «цыганская кровь». Романо рат — носитель цыганских генов. Сюда входят как сами цыгане, так и гадже, являющиеся цыганскими метисами. Этнические цыгане, не осознающими себя носителями романипэ, всё равно относятся к романо рат. Считается, что цыганская кровь сильна, и у нецыган, являющихся романо рат, она проявляется в тяге к цыганской культуре, творческом взгляде на жизнь, темпераментности и постоянном духовном поиске, где бы они ни были воспитаны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

История Щучина – история Первомайской деревни до середины ХХ в.
История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина. История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни ...

Ремесло в деревне
1. Металлургия 1.1 Изготовление металлических изделий в деревне Сторонники так называемой торговой теории, происхождения Киевской Руси принижают роль древнерусского ремесла, основываясь на мнимом отсутствии в русских землях металлургиче ...

Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольско ...