Костюм Воронежской губернии

Страница 3

По праздникам в летнюю пору мужчины надевали нагрудные украшения

(грибатку, гарус). Грибатка представляла особую аналогию женского бисерного висячего мониста, но делалась она из кругов, размещенных по сдвоенным шнурам. Вся эта оригинальная композиция обряжалась бусинами, бисером, пуговками, блестками и вышивкой цветными нитками. Это праздничное украшение очень древнее. По поверью, его носили молодые мужья, ожидавшие от своих жен детей. Помимо нательного крестика мужчины снаружи поверх рубах носили кипарисовые крестики, прикрепленные на красивом гарусном гайтане, а иногда и на самом гарусе.

Крестики эти указывали на то, что владелец их совершил паломничество пешком в святые места: Киево-Печерскую лавру, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь или Иерусалим. Число крестов соответствовало количеству совершенных паломничеств.

Общий характер традиционного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.

И женский, и мужской костюмы обладали общими признаками: цельным объемом, лаконичностью, мягким плавным контуром. Женщина в таком наряде во время движения напоминала то лебедушку, то паву. Недаром в русском фольклоре ее приравнивают к жар-птице, величают голубкой сизокрылой, лебедушкой, белой лебедью, утушкой луговой, павушкой, ласточкой-касаточкой. В древние времена представление о женщине у наших предков связывалось с образом птиц. Даже названия женских головных уборов, дошедших до нас, идут от названий птиц: «сорока», кика, кокошник и т.д.

Природа никогда не признавала «бесцветья», и это качество она заложила в душу русского народа. Для создательниц традиционной одежды Воронежского края цветовой облик

одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с ее ярким и радостным «многоцветьем».

Самым любимым цветом в воронежском искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна-красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек»

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.

Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.

Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Функции этничности
Этничность выполняет ряд важных функций: регулирует межличностное и групповое общение на основе традиций, обычаев общепризнанных устойчивых ценностей (регулятивная функция), выступает в качестве фильтра в противоречивом потоке информации, ...

О южном происхождении хангаласцев
В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культур ...

Кованые изделия
Техника ручной ковки – пластической обработки раскалённого железа – известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование – горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти ничего не изменилось и до наших дней. При пом ...