Костюм Воронежской губернии

Страница 2

Понева– это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понятие «понява» (понева) – общеславянское и обозначало кусок ткани, покрывало. Поневы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различались между собой, однако все они имели общие черты. В Воронежской губернии самой распространенной была понева с черными клетками – «черноглазка», изредка встречались поневы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поневы делились на праздничные и будничные. Самую нарядную поневу носили женщины в первый год замужества, до рождения ребенка. Понева украшалась ярко-красной вышивкой, а по подолу – широкой полосой лент.

Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха

. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали тканьем, вышивкой, блестками.

Одной из важнейших составляющих женского костюма Воронежского края был передник

. Его носили девушки и женщины в комплексе с поневой, юбкой и сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной.

Туникообразный передник является наиболее древним и восходит к плечевой туникообразной одежде, его названия: запан, завеска, занавеска, нарукавник, насовник. Нагрудный передник шился с грудинкой, повязывался выше груди и укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков; называли его фартуком, занавеской.

По яркости, цветовой броскости и богатству украшений девичий сарафанный комплекс был несколько беднее женского поневного, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора- клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или каскада стеклянных бус.

Поясвсегда был необходимой и важной деталью мужской одежды. В будничные и праздничные дни им всегда подпоясывали рубаху. Название «пояс» было широко распространено по всей России. Несмотря на различные материалы, из которых делались пояса, многочисленные формы и способы украшения, все русские мужчины с древних времен завязывали концы пояса только на левом бедре. Это связано с глубинной традицией славян-язычников, с ношением щита, а затем и сабли на левой стороне. В Воронежской губернии изредка можно было встретить пояс, предназначенный для особо торжественных случаев, под названием «ярилин пояс» – пояс в честь бога Ярилы. Верхняя одежда – шуба, коротай, халат – подпоясывалась цветным тканым кушаком, концы которого заправлялись с обеих сторон. этнический воронежский поневный мужской

Мужские головные уборыв нашем крае имели большое разнообразие как по форме, так и по материалам, из которых они шились. Воронежские мужчины носили войлочные головные уборы, которые сами в домашних условиях валяли из шерсти темного цвета – шапку-валенок. Примерно в это же время получил повсеместное распространение картуз из черного сукна с высокой тульей и «ясным» небольшим козырьком. Женихи и ухажеры в тулью картуза по праздникам и на свадьбах вставляли красную розу или цветок мальвы – «бабьей рожи» (мальву называли «розой бабьей»). Обычай носить цветок в головном уборе пришел к нам из глубины веков.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Формирование хирургической школы
Выдающуюся роль в развитии хирургической службы на вологодской земле сыграл известный хирург и общественный деятель, ученик П.П. Мокровского Александр Павлович Цветков . Он поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию. Училс ...

Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси
Мифология манси закладывает системы организации сакрального пространства-времени. В самом мифологическом творчестве прослеживается выделение систем в пространстве и времени. Изначальная перманентная сакральность хаоса сменяется разделени ...

Исторические особенности казахской культуры
Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов – седла, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла – богато украшались орнаментом. Обычно изображали ...