Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии

Страница 2

В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.

В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.

Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.

В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликероводочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.

Теперь нам предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному мосту, который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг. губернским архитектором П.Т.Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные торговые заведения.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Этнический стереотип и этнический образ
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способ ...

Фольклор эвенков
Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимка ...

Сценарный план русской свадьбы
В народе не случайно говорят: «сыграть свадьбу». Русский свадебный обряд можно рассмотреть, как своеобразное театрализованное представление, с определенным сценарием и действующими лицами. Можно выделить несколько форм проведения бракосоч ...