Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии
В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.
В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.
Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.
В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликероводочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.
Теперь нам предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному мосту, который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг. губернским архитектором П.Т.Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные торговые заведения.
Похожие материалы:
История
Произвольные границы колониального раздела рассекли ареалы расселения народов Западной Африки. Населяющие Республику Нигер сонгаи и джерма (зарма) живут также в Мали, туареги – в Мали и Алжире, хауса – в Северной Нигерии, тубу и канури – ...
Успение
Успение Богородицы – Первые Осенины. Народное название великого двунадесятого Богородичного праздника православной церкви Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 15/28 августа. Установлен в память её преставлен ...
Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского
подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен ме ...