Типы антропонимов по семантике

Страница 2

Слово «фамилия» у русских появляется в Петровскую эпоху сначала как обозначение семьи или жены, лишь позже – в значении 'семейное имя'. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употреблялось слово «назвище». То, что теперь называется фамилией, в прошлом называлось семейным прозванием. Семьи были большие, и в качестве именования всей семьи исходным было имя главы семьи или родоначальника: Кузьма Максимов сын Беляев, т.е. Кузьма, сын Максима Беляева; Максим – глава семьи, Беляй – родоначальник. В наши дни фамилии, встречающиеся у русского населения, разнообразны.

5. Прозвище

— индивидуальное наименование, которое даётся не при рождении и связано с теми или иными характерными особенностями или событиями. Для древних времён характерно весьма устойчивое и почти официальное употребление многих прозвищ (например, Иван Калита, Василий Есифович Нос — новгородский посадник), но и сейчас прозвища неформально широко используются, особенно в молодёжных социальных группах, где могут выступать как фактически основное средство номинации человека.

В отличие от имён прозвища всегда отражают не желательные, а реальные свойства и качества, территориальное или этническое происхождение, место проживания их носителей и обозначают, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища давались людям в разные периоды их жизни и обычно были известны довольно ограниченному кругу людей.

Но не следует путать прозвища и языческие древнерусские имена. Хотя далеко не всегда между ними проходит чёткое различие. Это связано, в частности, с обычаем давать детям имена, образованные от названий животных, растений, тканей и других предметов, этнонимов, «защитные» имена.

Этно́нимы (от греч. έθνος — племя, народ и όνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов).

После XVII в. прозвища в России уже практически не сохранились. Количество древних языческих славянских и скандинавских имен снизилось на порядок. Тем не менее, и в настоящий момент люди могут получить полуофициальное прозвище, либо придумать его себе сами. Иногда прозвище и в наши дни используется официально, например Александр Панкратов-Белый и Александр Панкратов-Чёрный.

Но остановимся более подробнее на именах. Прежде всего, имена делятся на женские и мужские. По другой классификации они делятся на канонические и неканонические, т.е. принятые церковью и не принятые.

Неканонические имена не являются принятыми церковью. Но представляют собой огромный интерес. Они были созданы после Октябрьской революции. Этим общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена.

Имена раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Примером неканонических имён могут служить такие имена как: Баламут, Беляк, Безсонка, Беспутка, Боголеп, Безсонъ, Вторушка, Гладыш, Галка, Гуляй, Ждан, Косарь, Краденый, Крикун, Кручина, Любим, Меньшой, Молчан, Неуспокой, Неустрой, Первой, Подкидка, Посник (и Постник), Проданец, Семейка, Семой (Седьмой), Смирной, Томило, Ушак, Шестакъ, Ширяй.

Неканоническими именами называли детей ещё на Руси в честь дедов и отцов, в связи с важными событиями (Воротислав), природными явлениями (Мороз), временами суток (Суморок, Заря). Упоминались и «рыбьи» мужские имена торговых людей (Ёрш Вислоухов, Сом Иванович, Карась Петрович). Существовали «звериные», «птичьи», «ботанические» имена (Заяц Леонтьев сын Баймаков, Хомяк, Рындин, Соловец Елизарьев, Орех Логинов, Борщ (ботва огородных растений) Кондратьев).

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

«Осенний календарь»
Песнями встречали в старину осень – трудовую, щедрую и весёлую пору. Трудовую – потому что впереди ещё много осенних забот, а щедрую и весёлую – потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обхо ...

Троица (День святой Троицы, Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на Апостолов)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на Апостолов и чествует Святую Троицу. По христианским представлениям, нисхожде ...

Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...