Судьбы, связанные с Сибирским кадетским корпусом

Страница 1

Судьба всякого города определяется степенью втянутости его в прогрессивные тенденции экономической, социальной и духовной жизни страны, а кроме того, свойствами, способностями, профессионализмом горожан. интеллигенция омск культурный вклад

В Центре сознавали, что рост российского могущества без Сибири немыслим, подтверждением тому – строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Вскоре железная дорога пришла в Омск. «День 25 августа сего года будет рубежом старой и новой жизни г. Омска и прилегающих местностей» (Омская газета ''Степной край''). Экономическая, культурная, а вместе с тем и управленческая жизнь Омска в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков резко усложнилась, возросла по масштабам и требовала соответствующих условий и атрибутов, в частности, соответствующего архитектурно-градостроительного оформления.

И спрос на офисное, административное, коммерческо-производственное, культурное, культовое, учебно-научное и театральное строительство позволил развернуться талантам и знаниям омских и столичных архитекторов, художников, инженеров: И.Г Хворинова, Ф.А. Черноморченко и Н.Е. Веревкина, академиков А.Д. Крячкова и В.А. Прусакова и др.

Известно между тем, что экономическая модернизация требует массовой грамотности. Сибирь же среди других регионов Российской империи опережала по грамотности разве лишь Среднюю Азию. Понимание спасительной и благотворительной роли образования мыслящая общественность края всеми правдами и неправдами на протяжении долгих десятилетий пробивала в жизнь, пыталась довести до властей придержащих и просто сограждан, силы и средства имеющих. Да и опереться омским властям новой железнодорожной эпохи было на что. Г.Н. Потанин в свое время отмечал: «В Омске было более … настоящего просвещения, нежели в Томске… У питомцев Омского кадетского корпуса наличествовал живой сибирский инстинкт … Это какое-то особенное учебное заведение в Сибири».по воспоминаниям знаменитых выпускников Омского кадетского корпуса, руководствовались они в своем становлении заповедями своих замечательных педагогов.

Ничего удивительного, что известный народник, крупный земский статистик, один из лидеров «Русского богатства» и «Отечественных записок», высоко ценимый министерский чиновник, бывший омский кадет Н.Ф. Анненский вспоминал: «В корпусе я научился думать, читать, интересоваться общественными вопросами Годы моей корпусной жизни имели решительное влияние на общий склад моего развития».

Нет, не только о наивных иллюзиях следует говорить, имея в виду размышления Ядринцева о том, что «сила образования … будет способствовать развитию интеллигенции не в буржуазном, а в демократическом духе». Кадетский корпус, где за высокое почиталось доскональное знание Белинского, «Отечественных записок» и «Современника», где было сильно этически православное мироощущение, позволяют буквально воспринимать предсказания Н.М. Ядринцева. Преподавательский коллектив корпуса, в конце XIX - начале XX вв. включал столь яркие фигуры, что они во-первых, составили бы предмет гордости любого центрального учебного заведения, а во-вторых, их деятельность не ограничивалась пределами одного кадетского корпуса именно Омску отдал свои силы К.В. Ельницкий, проучительствовав более 35 лет (с 1872 по 1909 гг.) в стенах кадетского корпуса и 1-й женской гимназии, читая историю и географию, законоведение и педагогику, русский язык и словесность. Он получил известность как крупный теоретик и практик отечественной педагогики, опубликовавший сотни статей, множество пособий и учебников по педагогике, психологии, методике воспитания и преподавания разных дисциплин, по географии, краеведению. Ельницкого можно с полным правом отнести к приверженцам традиционно российских нравственно-педагогических установок. А потому неудивительно, что он, несмотря на колоссальную научно-учебную работу, был еще и активным общественником – одним из инициаторов и деятельным членом «Общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области». Педагогические курсы, уникальный педагогический музей с разделами школьной гигиены, ручного труда, детских игр и гимнастики, обучения слепых и глухонемых детей, детских садов и многое другое удалось поставить в огромной степени благодаря научной и публикаторской деятельности К.В. Ельницкого

Среди других педагогов Сибирского кадетского корпуса нельзя не сказать о прошедших вместе с К.В. Ельницким плечом к плечу долгие годы, отдавших фактически жизни свои воспитанию и обучению кадетов французе Пьере Мозере (преподавал французский язык с 1872 по 1910г, автор десятка пособий и учебников по французскому языку), художнике Н.И. Соколове, А.Куртукове – члене-учредителе «Общества исследователей Западной Сибири.

Яркостью художественного таланта и мощным общественно-просветительским темпераментом отличались Леон Станиславович Буланже, Г.И. Тучинский и А.Н. Клементьев. Первый из них – преподаватель французского языка и музыкальный руководитель в кадетском корпусе (с 1870 по конец 1890-х годов) – был одновременно основателем и руководителем Омского общества любителей музыки, затем – Омского отделения императорского Русского музыкального общества (ООИРМО). По оценкам специалистов Леон Станиславович сделал более всех в то время для развития музыкальной культуры воспитанников и населения Омска в целом. Успешно подхватил начинания Буланже Г.И. Тучинский – преподаватель музыки с 1899 по 1916гг. Выпускник Московской консерватории, в Омске он руководил и дирижировал и оркестрами и хором, дела для них аранжировки, сочинял музыку: концерты, вальсы, марши, песни, романсы. Сам Герман Иванович, помимо того, был сопричастен к деятельности ООИРМО, преподавал в его музыкальных классах в 1912-1915 гг., а позднее с открытием 9 октября 1916 г. музыкального училища сотрудничал и с ним.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Здесь родины моей начало
Родилась я в поселке Озерки. Живу тут уже семнадцать лет и понимаю, что совсем не знаю, как появился мой поселок. Поэтому я решила узнать историю своего поселка и поделиться ею с вами. История нашего поселка началась в ХІІІ веке. Германс ...

Историко-культурная типология городов
Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культур ...

История освоения Урала русскими людьми
История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно ...