Судьбы, связанные с Сибирским кадетским корпусом

Страница 1

Судьба всякого города определяется степенью втянутости его в прогрессивные тенденции экономической, социальной и духовной жизни страны, а кроме того, свойствами, способностями, профессионализмом горожан. интеллигенция омск культурный вклад

В Центре сознавали, что рост российского могущества без Сибири немыслим, подтверждением тому – строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Вскоре железная дорога пришла в Омск. «День 25 августа сего года будет рубежом старой и новой жизни г. Омска и прилегающих местностей» (Омская газета ''Степной край''). Экономическая, культурная, а вместе с тем и управленческая жизнь Омска в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков резко усложнилась, возросла по масштабам и требовала соответствующих условий и атрибутов, в частности, соответствующего архитектурно-градостроительного оформления.

И спрос на офисное, административное, коммерческо-производственное, культурное, культовое, учебно-научное и театральное строительство позволил развернуться талантам и знаниям омских и столичных архитекторов, художников, инженеров: И.Г Хворинова, Ф.А. Черноморченко и Н.Е. Веревкина, академиков А.Д. Крячкова и В.А. Прусакова и др.

Известно между тем, что экономическая модернизация требует массовой грамотности. Сибирь же среди других регионов Российской империи опережала по грамотности разве лишь Среднюю Азию. Понимание спасительной и благотворительной роли образования мыслящая общественность края всеми правдами и неправдами на протяжении долгих десятилетий пробивала в жизнь, пыталась довести до властей придержащих и просто сограждан, силы и средства имеющих. Да и опереться омским властям новой железнодорожной эпохи было на что. Г.Н. Потанин в свое время отмечал: «В Омске было более … настоящего просвещения, нежели в Томске… У питомцев Омского кадетского корпуса наличествовал живой сибирский инстинкт … Это какое-то особенное учебное заведение в Сибири».по воспоминаниям знаменитых выпускников Омского кадетского корпуса, руководствовались они в своем становлении заповедями своих замечательных педагогов.

Ничего удивительного, что известный народник, крупный земский статистик, один из лидеров «Русского богатства» и «Отечественных записок», высоко ценимый министерский чиновник, бывший омский кадет Н.Ф. Анненский вспоминал: «В корпусе я научился думать, читать, интересоваться общественными вопросами Годы моей корпусной жизни имели решительное влияние на общий склад моего развития».

Нет, не только о наивных иллюзиях следует говорить, имея в виду размышления Ядринцева о том, что «сила образования … будет способствовать развитию интеллигенции не в буржуазном, а в демократическом духе». Кадетский корпус, где за высокое почиталось доскональное знание Белинского, «Отечественных записок» и «Современника», где было сильно этически православное мироощущение, позволяют буквально воспринимать предсказания Н.М. Ядринцева. Преподавательский коллектив корпуса, в конце XIX - начале XX вв. включал столь яркие фигуры, что они во-первых, составили бы предмет гордости любого центрального учебного заведения, а во-вторых, их деятельность не ограничивалась пределами одного кадетского корпуса именно Омску отдал свои силы К.В. Ельницкий, проучительствовав более 35 лет (с 1872 по 1909 гг.) в стенах кадетского корпуса и 1-й женской гимназии, читая историю и географию, законоведение и педагогику, русский язык и словесность. Он получил известность как крупный теоретик и практик отечественной педагогики, опубликовавший сотни статей, множество пособий и учебников по педагогике, психологии, методике воспитания и преподавания разных дисциплин, по географии, краеведению. Ельницкого можно с полным правом отнести к приверженцам традиционно российских нравственно-педагогических установок. А потому неудивительно, что он, несмотря на колоссальную научно-учебную работу, был еще и активным общественником – одним из инициаторов и деятельным членом «Общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области». Педагогические курсы, уникальный педагогический музей с разделами школьной гигиены, ручного труда, детских игр и гимнастики, обучения слепых и глухонемых детей, детских садов и многое другое удалось поставить в огромной степени благодаря научной и публикаторской деятельности К.В. Ельницкого

Среди других педагогов Сибирского кадетского корпуса нельзя не сказать о прошедших вместе с К.В. Ельницким плечом к плечу долгие годы, отдавших фактически жизни свои воспитанию и обучению кадетов французе Пьере Мозере (преподавал французский язык с 1872 по 1910г, автор десятка пособий и учебников по французскому языку), художнике Н.И. Соколове, А.Куртукове – члене-учредителе «Общества исследователей Западной Сибири.

Яркостью художественного таланта и мощным общественно-просветительским темпераментом отличались Леон Станиславович Буланже, Г.И. Тучинский и А.Н. Клементьев. Первый из них – преподаватель французского языка и музыкальный руководитель в кадетском корпусе (с 1870 по конец 1890-х годов) – был одновременно основателем и руководителем Омского общества любителей музыки, затем – Омского отделения императорского Русского музыкального общества (ООИРМО). По оценкам специалистов Леон Станиславович сделал более всех в то время для развития музыкальной культуры воспитанников и населения Омска в целом. Успешно подхватил начинания Буланже Г.И. Тучинский – преподаватель музыки с 1899 по 1916гг. Выпускник Московской консерватории, в Омске он руководил и дирижировал и оркестрами и хором, дела для них аранжировки, сочинял музыку: концерты, вальсы, марши, песни, романсы. Сам Герман Иванович, помимо того, был сопричастен к деятельности ООИРМО, преподавал в его музыкальных классах в 1912-1915 гг., а позднее с открытием 9 октября 1916 г. музыкального училища сотрудничал и с ним.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Развитие сельского хозяйства
Ещё середины 50-х до середины 60-х годов в Дагестане также проводилась экономическая реформа. Руководил республикой в это время (с 1948 по 1967 годы) первый секретарь обкома партии Абдурахман Даниялов, компетентный и энергичный деятель. ...

Приобретения и утраты
Мрачные события Самая страшная страница истории города связана с мрачными временами татар­ского нашествия. Владимир не выдержал осады и пал. Взятие Владимира татарами замедлило его развитие, население города сократилось, пришли в негодн ...

Семантика цвета
Цвет - один из самых замечательный аспектов нашего бытия. Даже вооружившись научным объяснением восприятия цвета, смысл которого состоит в теории поглощения и отражения световых волн от различных объектов и явлений окружающего мира, мы не ...