История Крыма

Страница 3

Письменную память о Чертовой лестнице оставили П.С. Паллас и Ф. Дюбуа де Монпере, А.С.Грибоедов и В.А. Жуковский, И.А. Бунин и Н.Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка и В.Я. Брюсов . Об укреплении Горзувиты (Гурзуфа) рассказывает в трактате «О постройках» византийский историк VI века Прокопий Кессарийский. «Он воздвиг там два укрепления, так называемое Алуста и в Горзувитах»,— воздает историк должное своему современнику — императору Юстиниану 1, позаботившемуся о сооружении необходимых крепостей «на краю пределов римской державы». Аюдаг переводится как «Медведь-гора». Но в те далекие времена она называлась Айя, что по-гречески «святая». На крутую гору людей загнали кровавые события средневековья. Известно, что со второй половины VIII века на полуостров стали переселяться из восточных областей Византии иконопочитатели, гонимые иконоборческим правительством. С их деятельностью, вероятнее всего, связано появ-ление в Таврике большого числа монастырей, вокруг которых группировались поселения. Люди, считавшие гору святой, могли быть отдаленными потомками тавро-скифов, сначала «сарматизированных», затем смешавшихся с потомками греков, готов и аланов. Алустон (Алуста) — так в древности называлось приморское укрепление, остатки которого в виде двух каменных башен сохранились в центре современной Алушты.

Укрепление появилось при византийском императоре Юстиниане I в середине VI века и предназначалось для охраны побережья и дорог в центральную часть полуострова. Другая крепость Алуштинской долины — Фуна (по-гречески «дымная») — приютилась у скал Демерджи в двух километрах от нынешнего села Лучистое. Она возникла в конце Х или начале XI века и обслуживала проезжих к морю по пути «в греки». Выдающимся памятником итальянской средневековой архитектуры XIII—XV веков является Судакская крепость на востоке Южнобережья, связанная с историей борьбы с Византией двух крупнейших итальянских торговых республик — Венеции и Генуи — за черноморские торговые пути и рынки. Крепость была основана византийцами; поселение также играло большую роль в международной торговле Руси. В XIII веке после вторжения в Крым монголо-татарских орд, покорения степных его жителей половцев (кипчаков) и разгрома городских поселений на побережье Таврика превратилась в улус Золотой Орды.

Административным центром стал город Крым (ныне Старый Крым). С XIV века название Крым распространилось на весь полуостров, сменив прежнее наименование Таврика. В северной, равнинной части полуострова, обитали преимущественно кочевники. На южном, приморском побережье, господствовало оседлое население. Разбросанные по берегам города-колонии и генуэзские феодальные замки (их насчитывалось около 40) являлись торговыми воротами Золотой Орды, куда стекались товары из многих регионов Европы и Азии. Важной статьей генуэзского вывоза были рабы. По свидетельству письменных источников итальянские купцы ежегодно привозили в Каир из Крыма тысячи рабов. Генуэзцы стимулировали разбойничьи походы на украинские, русские и польские земли, содействуя опустошению их кочевниками. В XV веке было основано Крымское ханство. Однако после вторжения в 1475 году в Крым турецких войск оно утратило свою независимость. Турецкая агрессия способствовала падению генуэзских колоний в Крыму, в результате чего произошло перемещение торговых путей, связывавших страны Востока с Западной Европой. К концу XV века основной поток восточных товаров в Европу и европейских в Азию пошел через Египет. Черное море надолго потеряло свое прежнее значение важного района международной торговли. Только включение Крыма в состав России в 1783 году открыло краю новые пути экономического и культурного развития. Закончилась 300-летняя вассальная зависимость от Турции Крымского ханства, все его владения были присоединены «под державу Российскую», что в конце 1783 года была вынуждена признать и Турция. Россия утвердилась на берегах Черного моря. 3 января 1787 г. из Петербурга выехал в дальний путь поезд императрицы Екатерины II. В окружении блестящей свиты и иностранных посланников императрица отправилась в необычное по тем временам путешествие: предстояло преодолеть несколько тысяч верст, чтобы доехать до южных краев государства, лично осмотреть недавно присоединенные к России земли, и затем возвратиться в столицу. Были и очень важные политические мотивы, ради которых Екатерина Великая, забыв о трудностях и опасностях дальнего пути, о пошатнувшемся уже здоровье, предприняла путешествие. Предстояло продемонстрировать знатным иностранным гостям и присоединившемуся затем в Херсоне к царскому поезду австрийскому императору Иосифу II — колеблющемуся союзнику в борьбе против Турции — возросшее могущество России. Турция не желала мириться с утратой безраздельного господства на Черном море и усиленно готовилась к новой войне; русское правительство решило срочно продвинуть ближе к турецким границам две армии. И эту самую главную цель своего путешествия Екатерина объясняла в секретном «Рескрипте Октября 1786 г. »: «Предпринимаемое нами путешествие доставляет случай весьма благовидный к сокрытию до времени прямых причин движения войск наших». И действительно, под прикрытием пышно обставленной поездки императрицы по стране, бесчисленных встреч и торжеств в ее честь тайно была произведена крупная передислокация войск, подготовившая Россию к последней в XVIII веке войне с Турцией, закончившейся в 1791 году известным Ясским мирным договором. По указанию светлейшего князя Григория Александровича Потемкина к встрече императрицы в Крыму начали готовиться уже с октября 1786 года. По всему маршруту ее следования — Перекоп — Бахчисарай — Севастополь — Байдары — Симферополь — Карасубазар — Эски — Крым — Феодосия — Перекоп — благоустраивали дороги, строили дворцы, с Дона ожидали изготовленные там походные войлочные кибитки. 17 мая 1787 года наконец подъехали к Перекопу, и началось путешествие по Крыму, который впоследствии Екатерина Великая назовет драгоценнейшей жемчужиной в короне Российской империи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Выводы
Крымские караимы - один из малочисленных народов Крыма. Караи, проживающие на территории Крыма, считают себя самостоятельным народом. Караимами называют представителей народа, исповедующего религиозное учение караимизм, которое основано ...

История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития
Город является наиболее древней и в то же время самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития человеческого общества на определенном этапе. У каждог ...

Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры
Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края в духовной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахского этноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочения связей между ...