История Крыма

Страница 2

Женское божество, олицетворяющее плодородие, появляется на ранней стадии развития почти у всех народов, в том числе у тавров. В античном Херсонесе, вероятно, и произошли отождествление и религиозный синкретизм (смешение) культа греческой богини Артемиды и Ифигении с культом местной таврской богини. Эту богиню называли в Херсонесе Девой, сооружали ей храмы, статуи и алтари, посвящали специальные праздники, объявляли главной покровительницей, а позже и царицей города. На монетах Херсонеса богиня изображена с характерными атрибутами Артемиды — ланью и луком и подписью «Дева». В доказательство такого предположения ученые привлекают множество граффити, выявленных на чернолаковых сосудах античного Херсонеса. Этот важный письменный источник впервые позволил предположить, что наряду с культом Девы еще в конце V века до нашей эры в Херсонесе существовал самостоятельный культ Артемиды. Он был широко распространен во многих городах Малой Азии, откуда мог проникать ив греческие колонии Крыма, а также в районы материковой и островной Греции. Тщательные исследования граффити привели ученых к новому пониманию творческой истории известной трагедии Еврипида. До сих пор считалось, что сюжет о перенесении Ифигении в Тавриду — поэтический домысел великого трагика. Теперь же можно предположить, что локализация событий в Тавриде взята Еврипидом из подлинной жизни. Определенную роль могло сыграть для Еврипида сходства между названием племени тавров и прозвищем Артемиды — Тавропола. Это как бы роднило богиню с таврами Крыма, объясняло, почему здесь находился ее храм. С другой стороны, создавая «Ифигению в Тавриде» Еврипид, как и в других трагедиях, мог также руководствоваться актуальными политическими и экономическими задачами. Когда на Южном берегу утвердились римляне, они создали на побережье для защиты Херсонеса укрепленные пункты. Из римских укреплений самым большим был Харакс на мысе Ай-Тодор (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть «огороженное место» ) было основано в 70-х годах I века нашей эры при римском императоре Веспасиане. В конце века здесь находился гарнизон моряков Равеннской эскадры, во II веке размещались солдаты I Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины XI Клавдиева легиона (конец II — первая половина III века).

Об этих трех периодах истории Харакса свидетельствуют клейма на кирпичах и черепице. После тавров, скифов, греков и римлян в период поздней античности и средневековья опустошительные вторжения в Крым совершали гунны, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, турки . Эти вторжения связаны с усиленным передвижением племен, именуемым великим переселением народов. Оно началось в Европе в III веке и способствовало крушению рабовладельческой Римской империи. Главной причиной этого стало развитие производительных сил, увеличившее потребность в пастбищных и пахотных землях у европейских племен, первобытно-общинный строй которых вступил в стадию разложения. Наиболее заметные и выразительные памятники того времени — Чертова лестница, Горзувиты, Аюдаг, Алустон, Фуна, Судак. Здесь мы находим следы не одного, а нескольких исторических периодов, и теперь туристы и экскурсанты могут проследить длительный отрезок истории Крыма. Чертова лестница, или Шайтан-Мердвен,— один из немногих удобных перевалов через Главную гряду Крымских гор, расположенный в 9 км к западу от села Оползневое. Полагают, что лестница пропустила через себя все народы, обитавшие когда-либо на Южном берегу, включая людей эпохи неолита, и просуществовала в качестве дороги до 40-х годов XIX века, пока не было сооружено шоссе. «По горной лестнице взбирались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом»,— записывал Пушкин, вспоминая дорогу с Южного берега в Бахчисарай.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...

Реформа 1867 года и дальнейшее развитие завода
С 1867 года на Ижевском заводе начали проводить реформу — освобождение от крепостного труда. При этом земельные наделы мастеровых значительно урезали. Таким путем правительство рассчитывало сохранить за заводом дешевую рабочую силу. Рефор ...

Предместья Оренбурга
Форштадт . В середине 50-х годов XVIII века с восточной стороны крепости, начинаясь сразу за рвом, появляется первое поселение - казачья слобода, называвшаяся по церкви Георгиевской, или Егорьевской, а также Калмыцкой, так как большинство ...