«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»

Страница 2

Крепость на Оми со временем стала служить воротами в обширный регион верхнего Прииртышья и всего Казахстана, контролировала водные и караванные пути на юге Западной Сибири. На нее была возложена охрана южной границы Западной Сибири и Алтая.

В 1763 г. начальник Сибирского корпуса генерал И.И. Шпрингер основал в Омске свое местопребывание, признав крепость ''главным местом, где должно всегда находиться главному командиру Сибирских пограничных линий''. Генерал Шпрингер собрал в Омске большой коллектив военных инженеров. Здесь проектировались новые крепости, над которыми работали приехавшие из России инженеры Малм, Зеленый, Романовский, Укусников, Андреев и другие.

К 1768 году был составлен план и началось строительство новой Омской крепости, которая была перенесена на правый берег реки Оми и имела четверо ворот – Омские, Тарские, Тобольские и Иртышские.[1] Между старой и новой крепостями был построен деревянный мост. В слободе на левом берегу Оми была заложена каменная церковь в честь пророка Ильи.

С середины XVIII в. Омск начинает выполнять культурную функцию. Дети солдат и казаков Сибирских пограничных линий первоначально посылались в гарнизонные школы Тобольска и Томска, это вызывало недовольство среди солдат и казаков и трения между линейным и губернским начальством. Поэтому в середине XVIII в. создаются гарнизонные школы в крепости.

Иоган-Петр Фальк отмечал в своих записях, что в 1771г. в Омской гарнизонной школе обучалось около 20 учеников. Их учили Закону Божьему, читать, писать, арифметике и военному артикулу. Начальником училища был атаман Анцифиров. Учителя – ссыльные, офицеры и даже колодники. Впоследствии для Омской главной гарнизонной школы был установлен штат в 150 учеников.

В 1789г. по требованию нового начальника Сибирских пограничных линий генерал-майора Штандмана на базе гарнизонной школы открыли так называемое «Азиатское училище» для подготовки переводчиков и толмачей с татарского, маньчжурского и калмыцких языков.

Для лечения больных в 1776 г. в 130 саженях от крепости, на каменном фундаменте, был построен военный госпиталь.

С середины XVIII в. за Омской крепостью прочно утвердилась роль центра округи. Омск, наряду с военной и административной, начинает выполнять не только культурную, но и торговую функции.

В 1782 г. в связи с разделением Сибири на три наместничества Омская крепость, которая ранее принадлежала к Тарскому округу, была преобразована в город в составе Тобольского наместничества. Был создан Омский уезд, в городе были открыты присутственные места.

Наряду с военной и административной Омск начинает выполнять также торговую и культурную функции, однако последние даже в конце 18 века играли весьма скромную роль.

Слабое торогово-промышленное развитие Омска в XIXв. было главной причиной того, что из феодальных сословий еще только вырабатывались буржуазия и пролетариат. Военно-чиновничий облик города не мог не сказаться и на содержании общественной и культурной жизни. Ее активными участниками являлся небольшой круг просвещенных омичей. Но именно благодаря их подвижничеству росли культурные потребности жителей Омска, пробуждалась общественная жизнь.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...

Курыканы
В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья рек ...

План проведения краеведческих чтений
1. Рассылка приглашений. Отправка информации в СМИ. 2. Чтение приглашённым краеведческой литературы. 3. Ответы на вопросы участников. 4. Состязания на тему: «Кто лучше знает свой край?» 5. Анкетирование. 6. Вручение буклетов и пригла ...