Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке

Страница 2

За период своего «исхода» эвены контактировали со многими народностями, через территорию которых они проходили. Это оказало значительное влияние на их изначальную культуру и образ жизни. Однако это не помешало им органично сочетать эти множественные культурные нюансы и на базе всего выше обозначенного уже в XIX в. создать свои культурные традиции, в которых нашли отражение собственно эвенские, корякские, камчадальские, а так же якутские элементы. В частности от последних, эвены переняли конный транспорт, и в конце XIX в почти в каждом эвенском хозяйстве были лошади.

Со временем, основываясь на якутских корнях с добавлением множества других пород, обитавших на территориях, проходимых их хозяевами, выделилась отдельная порода. Невысокие, крепкие, неприхотливые «ламуты» всю зиму проводящие в лесу на подножном корму. Их оценили за высокопроходимость и широко используют как сами местные жители, так и все группы, исследующие малопроходимые районы полуострова. В наше время в «Быстринском» совхозе их разводят и как мясную породу, не требующую больших затрат на свое содержание.

Заимствования эвенов включали в себя в основном элементы материальной культуры. Как отмечает И.С.Гурвич, «от коряков быстринцы заимствовали упряжное оленеводство, дугокопыльные нарты… От ительменов и русских старожилов камчатские эвены восприняли лов рыбы путем запоров,(заездок) с мордами. Однако в одежде они сохраняли свои национальные особенности. Несмотря на изоляцию от основной массы своих единоплеменников, камчатские эвены сохраняли и черты своей духовной культуры (обычаи, обряды, фольклор)». Следует так же добавить, что оленьи нарты эвенами использовались лишь в летнее время, в отличии от тех же коряк. В летний период основным средством передвижения являлись лошади. Оленные эвены жили в основном за счет охоты. Они добывали диких оленей и баранов. Кроме того, В.Г.Богораз в своей работе «Ламуты: Из наблюдений в Колымском крае», упоминает о особой роли, которую играла охота на белок. «Белка служит для ламута денежной единицей, на которую они рассчитываются при своих покупках и продажах, исчисляют ею долги и т.п. Не так давно и ясак (налог) платили белками, но теперь полицейское управление требует денег». Охота являлась основным видом деятельности пенжинско-олюторских и тигильско-паланских эвенов, в хозяйственном комплексе быстринских, она отступила на второй план. Все исследователи особенно выделяют охоту на медведя, сопровождаемую особыми ритуалами. Богораз так же отмечает, что не каждый охотник мог охотиться на медведя, и на него охотились только когда пищи не было вообще. Согласно описанию Н.В. Слюнина, культ медведя был характерен и для быстринских эвенов: «когда тунгус убил медведя, он должен череп его повесить на сучке, подвязав нижнюю челюсть и вложив в зубы кусок железа».

В XIX в. эвены переходят к оленеводству чукотско-корякского типа. Изменяются соотношения отраслей хозяйства эвенов, на первый план выдвигаются потребности оленеводства, причем приобретя черты продуктивного производства, оленеводство у быстринских эвенов утратило главную специфическую особенность эвенского оленеводства – транспортную направленность. Охота стала, как упоминалось выше, второстепенным делом, причем преобладал пушной промысел. Как рассказывают сами быстринцы, их предки переселились на Камчатку с весьма небольшим поголовьем, но местные богатые пастбища позволили им значительно увеличить свои стада. На территории современного Быстринского района в 20-х годах XXв. выпасалось до 20 тыс. голов оленей. Средний размер оленьего стада зимой доходил до 500 голов. Крупные собственники имели стада по 1000 – 1600 голов. Со своими стадами быстринские эвены кочевали по всему Срединному хребту

Быт эвенов был максимально приспособлен для кочевой жизни. Зимой они жили в юртах, в целом не отличавшихся от тунгусских жилищ, что в целом только подтверждает теорию о эвенках (тунгусах) и эвенах, как о едином народе. Остов такой юрты составляется из скрепленных вверху жердей и покрывается «дымленными» шкурами, оставляя в конусообразной вершине отверстие для выхода дыма. Так же для быстринских эвенов становятся характерны избы, что говорит о начале их перехода к оседлой жизни. эвен камчатка оленеводство быстринский

Пищей эвеном служили оленина и мясо зверей, добываемых на охоте, так же у камчатских эвенов немалую роль играло рыболовство, о чем свидетельствует разнообразие способов приготовления рыбы, описанных Слюниным в своих исследованиях. Изменилось и отношение эвенов к грибам, ранее считавшимся пищей для оленей.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Общая характеристика церковного зодчества Брянщины
Земля Брянская, ее города, крепости и населенные места упоминаются в древнейших русских летописях. Многие важные события русской истории, а также поэтические легенды и сказания связаны с этой землей. Здесь сохранились замечательные памятн ...

Вывод
эвенки этногенез тунгусы быт традиция В отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в Читинской области до сих пор отсутствует своё законодательство, определяющее правовой статус эвенкийского населения, определяющее границы ...

Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы русского населения) множества переселенческих этнических групп. История становления этносф ...