Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке

Страница 2

За период своего «исхода» эвены контактировали со многими народностями, через территорию которых они проходили. Это оказало значительное влияние на их изначальную культуру и образ жизни. Однако это не помешало им органично сочетать эти множественные культурные нюансы и на базе всего выше обозначенного уже в XIX в. создать свои культурные традиции, в которых нашли отражение собственно эвенские, корякские, камчадальские, а так же якутские элементы. В частности от последних, эвены переняли конный транспорт, и в конце XIX в почти в каждом эвенском хозяйстве были лошади.

Со временем, основываясь на якутских корнях с добавлением множества других пород, обитавших на территориях, проходимых их хозяевами, выделилась отдельная порода. Невысокие, крепкие, неприхотливые «ламуты» всю зиму проводящие в лесу на подножном корму. Их оценили за высокопроходимость и широко используют как сами местные жители, так и все группы, исследующие малопроходимые районы полуострова. В наше время в «Быстринском» совхозе их разводят и как мясную породу, не требующую больших затрат на свое содержание.

Заимствования эвенов включали в себя в основном элементы материальной культуры. Как отмечает И.С.Гурвич, «от коряков быстринцы заимствовали упряжное оленеводство, дугокопыльные нарты… От ительменов и русских старожилов камчатские эвены восприняли лов рыбы путем запоров,(заездок) с мордами. Однако в одежде они сохраняли свои национальные особенности. Несмотря на изоляцию от основной массы своих единоплеменников, камчатские эвены сохраняли и черты своей духовной культуры (обычаи, обряды, фольклор)». Следует так же добавить, что оленьи нарты эвенами использовались лишь в летнее время, в отличии от тех же коряк. В летний период основным средством передвижения являлись лошади. Оленные эвены жили в основном за счет охоты. Они добывали диких оленей и баранов. Кроме того, В.Г.Богораз в своей работе «Ламуты: Из наблюдений в Колымском крае», упоминает о особой роли, которую играла охота на белок. «Белка служит для ламута денежной единицей, на которую они рассчитываются при своих покупках и продажах, исчисляют ею долги и т.п. Не так давно и ясак (налог) платили белками, но теперь полицейское управление требует денег». Охота являлась основным видом деятельности пенжинско-олюторских и тигильско-паланских эвенов, в хозяйственном комплексе быстринских, она отступила на второй план. Все исследователи особенно выделяют охоту на медведя, сопровождаемую особыми ритуалами. Богораз так же отмечает, что не каждый охотник мог охотиться на медведя, и на него охотились только когда пищи не было вообще. Согласно описанию Н.В. Слюнина, культ медведя был характерен и для быстринских эвенов: «когда тунгус убил медведя, он должен череп его повесить на сучке, подвязав нижнюю челюсть и вложив в зубы кусок железа».

В XIX в. эвены переходят к оленеводству чукотско-корякского типа. Изменяются соотношения отраслей хозяйства эвенов, на первый план выдвигаются потребности оленеводства, причем приобретя черты продуктивного производства, оленеводство у быстринских эвенов утратило главную специфическую особенность эвенского оленеводства – транспортную направленность. Охота стала, как упоминалось выше, второстепенным делом, причем преобладал пушной промысел. Как рассказывают сами быстринцы, их предки переселились на Камчатку с весьма небольшим поголовьем, но местные богатые пастбища позволили им значительно увеличить свои стада. На территории современного Быстринского района в 20-х годах XXв. выпасалось до 20 тыс. голов оленей. Средний размер оленьего стада зимой доходил до 500 голов. Крупные собственники имели стада по 1000 – 1600 голов. Со своими стадами быстринские эвены кочевали по всему Срединному хребту

Быт эвенов был максимально приспособлен для кочевой жизни. Зимой они жили в юртах, в целом не отличавшихся от тунгусских жилищ, что в целом только подтверждает теорию о эвенках (тунгусах) и эвенах, как о едином народе. Остов такой юрты составляется из скрепленных вверху жердей и покрывается «дымленными» шкурами, оставляя в конусообразной вершине отверстие для выхода дыма. Так же для быстринских эвенов становятся характерны избы, что говорит о начале их перехода к оседлой жизни. эвен камчатка оленеводство быстринский

Пищей эвеном служили оленина и мясо зверей, добываемых на охоте, так же у камчатских эвенов немалую роль играло рыболовство, о чем свидетельствует разнообразие способов приготовления рыбы, описанных Слюниным в своих исследованиях. Изменилось и отношение эвенов к грибам, ранее считавшимся пищей для оленей.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Культура казаков, адыгов и ногайцев
КУЛЬТУРА КАЗАКОВ Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно ...

Просвещение и образование
забайкалье декабрист социальный просвещение медицинский Широка была просветительская деятельность декабристов в каторжном крае. Почти во всех программных документах декабристского движения, основой преобразования общества было именно про ...

Введенский Владычный женский монастырь
Основание монастыря. Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери – ...