Заключение

Красноярск - столица объединённого края. Миллионный город с четырёх вековой историей. Основанный казаками-первопроходцами в начале XVII века, он горел, воевал, отстраивался снова и снова, меняя своё название от Красного Яра, Качинского острога и Новокачинского городка. И стал, наконец, Красноярском - Сибирским оплотом государства Российского.

В 1822 г. была учреждена Енисейская губерния, административным центром которой стал г. Красноярск, обладающий удобным транспортно-географическим положением. К середине XIX в. Енисейская губерния стала крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки», который приходится на 1847 г., в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в России золота. Город Красноярск все более стал приобретать значение торгово-промышленного центра губернии.

Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-го по 1893 год население Красноярска выросло с 9997 до 17035 человек. Доля губернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла 38-40 процентов. Но Красноярск по численности населения все же уступал таким крупным городам Сибири, как Иркутск, Томск, Омск.

Развитие капитализма изменило социальную структуру населения города. Заметно возрастает доля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 год увеличилось с 2297 до 5385 человек.

В городской промышленности преобладали обрабатывающие отрасли. При этом ведущее место занимала обработка сельскохозяйственного сырья - мукомольная, лесопильная, винокуренная, салотопленная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная. На втором месте находилась обработка минерального сырья - механическая, чугунолитейная, кирпичная. Значительное место по размерам вложения капиталов занимало винокурение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода.

Одной из причин медленного развития промышленности и торговли в губернии было отсутствие разветвленной транспортной системы. Знаменитый великий сибирский путь – Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы Росси до Дальнего Востока, прошёл через Красноярск. Во много раз ускорилась доставка товаров из европейской России на Восток, активизировалась торговля. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным.

Проведением на территории губернии в 1895-1897гг. Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги, добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленности.

В последующем в Красноярске как центральном пункте Средне-Сибирской железной дороги были построены депо и главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, кузнечного, электромеханического и токарного цехов. Мастерские и депо в Красноярске стали самым крупным капиталистическим промышленным предприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято 2000 железнодорожных рабочих.

Оживление торгово-экономической жизни повлекло за собой развитие пароходства. За счет этого еще больше активизировалась торговля.

Московский тракт, железная дорога, пароходство дали новый толчок развитию фабрично-заводской промышленности в сибирских городах.

.

Похожие материалы:

Планы города Иркутска первой половины XIX века
План 1829 г. архитектурный план карта строительство иркутск В начале XIX века Строительным комитетом при Министерстве внутренних дел были разработаны архитектурные проекты жилых домов, которые предусматривали застройку не только губернс ...

Творческие итоги -2001
2001 год был для Этнографического музея годом, богатым культурно-массовыми, научно-просветительскими мероприятиями: традиционная передвижная выставка из фондовых коллекций « Материальная культура народов Забайкалья» экспонировалась в школ ...

История существования Нижегородского цирка
В 1883г. Никитины построили деревянный стационарный цирк в Нижнем Новгороде. «Вчера, 28-го Июля, открылся цирк братьев Никитиных; постройка его и отделка, если принять во внимание краткость сезона, весьма недурны; цирк довольно обширен, м ...