Объект, предмет этнографии, функции и основные методы изучения

Страница 1

Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективной взаимосвязи и поведения, взаимосвязь личности и социальной среды.

Определение науки

Традиционно считается, что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого графо (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые обозначены через греческое логос (понятие, учение), и поэтому являющихся теоретическими. По такому значению, что в корне слова данной науки имеет как логос – этнология, так и графо – этнография, это говорит о том, что наука весьма интересна и имеет множество различных подходов к изучению своего объекта, т.е. народа.

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография» давно уже понимается не столько «народо (этнос) – описание (графо)», сколько «народоведение», что практически является русским переводом термина «этнология».[1]

Следует, однако, отметить, что начиная с 1973 г. Даже в названии международных конгрессов слово «этнографический» было заменено на слово «этнологический». Но суть осталась той же.

Этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. С течением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливались практически на протяжении всей письменной истории человечества, происходили некоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографической науки. Подобное положение не может восприниматься как следствие неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь отражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических исследований. Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и в естественных науках.

Если отвлечься от несколько необычного определения этнографии как одной из общественных наук, данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современная литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в изданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалось определение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым:

«Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов» [2]

.

Во втором издании «Большой Советской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография – отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историю их расселения и передвижения»

.

Как можно видеть, подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.

В 1976 г. В «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегают давать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет и метод. Они пишут: «Этнография… общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы – этносы, а также другие типы этнических (этнографических) общностей… Этнография изучает сходство и различия образа жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик…

В качестве главных источников используются, прежде всего, данные, полученные методом непосредственного наблюдения современной жизни народов. Сопоставляя материал прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину исторического развития быта и культуры данного народа или группы народов. Этнографии присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из которых она тесно связана.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Возрождение церквей и духовенства
С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия православных храмов и возобновления в них богослужений, необходимо сказать неско ...

Судьбы, связанные с Сибирским кадетским корпусом
Судьба всякого города определяется степенью втянутости его в прогрессивные тенденции экономической, социальной и духовной жизни страны, а кроме того, свойствами, способностями, профессионализмом горожан. интеллигенция омск культурный вкла ...

Цыгане на территории России: наши дни
Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган. РУССКА РОМА Русские ц ...