Заключение

Календарные обычаи и обряды - важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа. Труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь властно диктовала необходимость объединения крестьянских семей в соседскую организацию - община оказывалась одной из гарантий нормального функционирования мелкого индивидуального хозяйства. Стабильность же общинной организации зависела от степени развитости внутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей. В условиях разобщенности труда важное значение приобретало, поэтому общение в сфере досуга. И в частности, одной из функций календарных праздников у крестьян в как раз являлась стабилизация общины, общинного коллективизма, корпоративных элементов в общественном сознании крестьянства.

Вообще обычаи и обряды народных праздников, посвященных проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая и другим вехам и датам крестьянского календаря, несли в себе огромный культурно-созидающий смысл. Они включали в себя музыкальные, хореографические произведения малых размеров, театрализованные представления, декоративно-оформительские элементы. На праздник крестьяне являлись в своих лучших одеждах. При этом каждый стремился продемонстрировать индивидуальный художественный вкус, а деревенские богатеи - и свои имущественные возможности.

Главное свое выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различных произведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни, пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представления насыщали дни календарных праздников.

Кроме того, крестьянин был уверен, что слово обладает особой силой воздействия на природу и человека. Считалось, что даже просто назвав явление или предмет, человек уже приобретает над ним власть. Это, кстати, очень хорошо видно на заговорах. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Однако за верными в целом наблюдениями и «правдой жизни» здесь стоит и «правда поэтическая». Именно она определяет притягивание примет, правил поведения к конкретным дням и датам, не к периоду, а именно к конкретным дням и датам и служит основанием для «индивидуальной» характеристики дня. Исследование Арнольдова актуально, так как глубокое знание истоков русской национальной культуры, искренность и душевное тепло авторов этой книги помогут читателю окунуться в родную старину, умом и сердцем приобщиться к народным обычаям, почувствовать свои корни и ощутить себя Русским человеком на Русской земле. Посредством прочтения книги, читатель осознает, что народный календарь – это кладезь многовековой народной мудрости и прикладных знаний.

Похожие материалы:

Культурная жизнь Приенисейского края XVIII - начале XIX века
В первой половине XVIII в. наш край в своем поступательном развитии сделал значительный шаг вперед, хотя преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая «специальная» ш ...

Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семён – летопроводец)
Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 14 сентября. Согласно преданиям и Житиям Святых, преподобный Симеон, родом – киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушёл в ближайший монас ...

Структурно-функциональный метод
Детальное изучение первобытных культур, этносов способствова­ло обогащению методологического арсенала этнографических исследований. Вслед за эволюционным стали использовать­ся структурный, функциональный и системный подходы.Структурный мет ...