Заключение

Демидовы – российские предприниматели - заводчики и землевладельцы. Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальник Демидовых - Никита - носил при рождении иную фамилию. С началом Северной войны 1700-21 нужда государства в металле и оружии резко возросла, и в 1701 Петр выдал Демидову специальную грамоту, позволявшую расширить производство за счет покупки новой земли и крепостных для работы на заводах. Первым из Демидовых, прибывшим на Урал, был сын Никиты – Акинфий. Именно ему и суждено было создать настоящую империю Демидовых, которая к середине века производила 52% всего русского металла. Начиная с 1716, Демидовы осуществляли строительство на Урале новых фабрик и заводов. Одновременно они вели и разведку новых уральских и алтайских месторождений, некоторые из которых используются и поныне. После смерти в 1725 Никиты Демидова полновластным хозяином заводов стал Акинфий. Им он отдавал все свое время и силы. В одном из писем к А. Д. Меншикову он писал, что фабрики, как малые дети, требуют постоянного внимания. Не щадя себя, Акинфий того же требовал и от других. После смерти Акинфия принадлежавшие ему заводы перешли к его сыновьям - Прокопию, Григорию и Никите. Из всех сыновей Акинфия Демидова лишь младший, Никита, продолжил дело отца и деда и построил ряд новых заводов. Именно он стал владельцем заводов Нижнетагильского округа. От него пошла тагильская ветвь династии и Демидовых (см. Приложение 1-2). В округе население было преимущественно старообрядческим, пока Демидовы не стали переселять сюда крепостных из центральной России. В XVIII веке в Нижнетагильском поселке и округе появились первые деревянные церкви и часовни как старообрядческие, так и единоверческие.

Сын Никиты Акинфиевича – Николай предпринимательству предпочел военную и дипломатическую карьеру, был посланником России во Флоренции, где открыл картинную галерею. Но Николай Никитич не оставлял своим попечительством и тагильские заводы, сформировав систему дистанционного управления заводами. При Николае Никитиче Тагильские заводы стали не только доходными предприятиями. Здесь были построены школы, храмы, попечительские заведения. Нижнетагильский поселок стал центром империи тагильских Демидовых. Заводчик заботился и о поощрении усердных работников, и о продолжении образования способных молодых крепостных. Дети же Николая Никитича – Павел и Анатолий (пятое поколение Демидовых) управляли доставшимися им в наследство заводами только через служащих, не заботясь о расширении и совершенствовании производства. Павел, отличившись сначала на военной, а затем и на гражданской службе, в 1831 учредил за достижения в области науки, техники и искусства Демидовские премии Петербургской Академии наук, считавшиеся самыми почетными в России до 1917. Анатолий был дипломатом, много времени проводил за границей, женился на племяннице Наполеона I, а затем купил титул князя Сан-Донато. К концу XIX – началу XX века тагильские заводы находились в кризисном состоянии, заводчики постоянно нуждались в деньгах на собственные нужды. В этот период Нижнетагильский поселок поражал всех приезжих. Действительно, в Тагиле было чему удивиться: в городе уже были построены пять церквей, включая усыпальницу Демидовых – Никольский собор, строившийся с участием знаменитого архитектора К.А. Тона.

После революции начинается массовое закрытие церквей. Каждый год уничтожались на Урале храмов. Не избежали этой страшной участи и храмы Нижнетагильского округа. На начало XX века в городе и его окрестностях было 20 Христианских храмов, часовен и молельных мест. В 1925 году из них сохранилось только 12, а в начале 30-х годов – 4 храма. Храмы закрывались под предлогом передачи помещений под школы, библиотеки, учреждения культуры. Бывшие церкви превращали в склады, гаражи, просто уничтожали, освобождая место под новую застройку, или оставляя храмы на десятилетия в руинах. В период Великой Отечественной войны, когда Русская Церковь вместе со всеми согражданами поднялась на защиту Отечества, правительство смягчило свою политику по отношению к храмам, некоторые из них вновь были открыты. Когда же война закончилась, постепенно правительство возвращается к политике ограничения влияния церкви на население. После войны в Нижнем Тагиле сохранился только один действующий храм – Казанской Божьей матери. В 90-х года XX века и в начале XXI века начинается возрождение храмового строительства и на сегодняшний день в Нижнем Тагиле и в Пригородном районе восстановлено и вновь открыто более 20 храмов, появляются все новые приходы, Храмы возводятся при исправительных учреждениях. Градообразующие предприятия, такие как УВЗ НТМК также возводят церкви для своих работников, создаются духовные центры, открываются воскресно-приходские школы – наше общество стоит на пороге духовного возрождения.

Похожие материалы:

Типично немецкие черты характера и их корни
Немецкий национальный мир и концептосферу Германии в существенной мере сформировали геополитические и исторические особенности. Культура начинается с эпоса, который представлен передающимися устно мифическими преданиями, сказаниями, сага ...

Жизнь Павла I в Гатчине
Всё время обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью привели к тому, что после смерти Григория Орлова в 1783 году принадлежавшее покойному Гатчинское имение было передано в полное распоряжение наследника престола. Уехав из столицы в Га ...

Караизм
Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма приш ...