Стефан Егорович Зверев

Страница 2

Она помогает раскрыть страницы ранней истории церкви в крае. Известно, что при закладке городов в средневековой России одновременно строили и соборную церковь. По записям стольника и воеводы г. Коротояка Даниила Семеновича Яковлева, в городе (основанном в Белгородской черте в 1647 году) была заложена соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь, как и город-крепость, строилась по особому чертежу, данному из Москвы. Соборным служителям отводился в городе участок земли для строительства жилья (рядом с “детьми боярскими” и казаками), соборному храму – пахотная земля, попу – сенные покосы (“поповы луга”) в “Ларевой луке”, близ города, у реки Тихой Сосны.

При основании храма (деревянного, крытого кровельным железом) царь Алексей Михайлович пожаловал ему “книги и ризы”. Через несколько лет ризы настолько износились, что попу не во что стало “облачитца” для церковной службы.” Так бедна

была, -- замечает Стефан Егорович Зверев, -- ризница соборного храма г. Коротояка в ХУ11 веке. “В ответ на челобитную коротоякских священнослужителей Алексей Михайлович выделил двадцать рублей ан “приобретение церковной утвари”.Для объективного определения размера царского пожалования и тогдашних цен на церковные ризы, автор статьи воспользовался разъяснениями известного русского историка Василия Осиповича Ключевского, лекции которого он слушал, будучи слушателем Московской духовной академии в Сергиев-Посаде (г. Загорск). В.О. Ключевский объяснял, что 1 рубль 1655-1700 гг. равнялся по ценности семнадцати кредитным рублям конца Х1Х века. Рубль состоял из 200 денег; 6 денег составляли алтын; 20 денег гривну. На царские деньги для соборного храма г. Коротояка были куплены две ризы – “праздничная” и “буденная” с подризниками. Таковы были некоторые детали скромного быта священников соборной церкви города-крепости Коротояк, гарнизону и гражданскому населению которого в ХУ11 веке еще приходилось отбивать набеги крымских татар.

Пристальный интерес проявлял Стефан Егорович Зверев и к видной исторической фигуре Воронежского края конца ХУ11-начала ХУ111 вв. – епископу Митрофану (1623 – 1703). Митрофан выделялся Русской православной церковью в числе наиболее прославленных святителей. Он активно сотрудничал с Петром 1 в организации воронежского кораблестроения. Стефан Егорович в статьях о Митрофане раскрывает многогранную деятельность первого епископа Воронежского, в том числе и в борьбе с расколом.

Стефан Егорович Зверев активно участвовал и в других исследованиях петровской эпохи: опубликовал статью о взятии в 1696 году русскими войсками и флотом, построенном на воронежских верфях, мощной турецкой крепости Азов, закрывавшей выход из Дона в Азовское море; подготовил на основе архивных документов статью о подготовке г. Воронежа в 1705 году к приезду Петра 1; в 1909 году в Воронеже вышла брошюра о Полтавской битве: ее подготовила местная группа краеведов, в числе которых был и Зверев.

В конце Х1Х-начале ХХ вв. он систематически участвовал в подготовке и проведении всероссийских археологических съездов: участвовал в археологических разведках и раскопках, в научном осмыслении найденных материалов, подготовке сборников

статей, научных сообщений, других материалов, выступал на съездах. Так, при его участии к Х11 Всероссийскому археологическому съезду (Харьков 15-23 февраля 1902 года) были подготовлены два историко-археологических издания: “Воронежская старина”.Вып.1 (Воронежский церковный историко-археологический комитет) и “Труды Воронежской ученой архивной комиссии”. Вып.1.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Хозяйственная жизнь Красноярска
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, ...

Выйское училище
В 1820—1830 годах местная живописная и арифметическая школа влилась в Выйское заводское училище, за счет чего оно значительно расширилось. Училище готовило “с познаниями людей для заводских разнообразных должностей”. С 1839 года оно стано ...

Ильин день
День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля (2 августа). Святой пророк Илия (Илья) жил в Галааде в IX веке до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, отчего и получил своё название Илья Фесв ...