Духовная культура адыгов

Проблема культуры межнациональных отношений всегда стоит остро перед каждой многонациональной страной, а в нашей стране эта проблема стоит сейчас еще острее, чем про­блема экономики. За годы, так называемой, «дружбы народов» и «полного интернационализма», в каждом народе подавля­лось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что склады­валось веками и что было присуще только данному народу.

«Мой адрес не дом и не улица,

Мой адрес — Советский Союз» — пели дружно все на­роды большой страны, теряя при этом свое национальное са­мосознание, свою исконную национальную культуру, заме­няя уникальные, самобытные обычаи и традиции однотип­ными, так называемыми, «советскими обрядами», забывая свой родной материнский язык.

Все это способствовало тому, что за 70 с лишним лет все народы, проживающие в нашей стране, растеряли много цен­ного, интересного в своей культуре и в своем этикете, не став от этого ближе друг к другу. Иначе не было бы столько горя­чих точек на территориях бывшего Советского Союза и ны­нешней России.

Национальное самосознание, подавляемое многие десяти­летия, возрождаясь, стало принимать уродливые формы, как растение, вырастающее из-под камня. Это и понятно. Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь разрушит чужой очаг. Человек, кото­рый не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, человек, которому образно говоря, «не снится трава у дома», не будет никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, куль­туру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни национального согла­сия, ни культуры межнациональных отношений. У каждо­го человека Родина должна начинаться с той песни, «что пела ему мать» и только тогда он будет настоящим патриотом и интернационалистом.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,— писал А. С. Пушкин. Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю, культуру, ис­кусство, обычаи и традиции.

Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален по-своему. У каждого народа кроме всеобщих тра­диций и норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отлича­ющие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни на какие испытания и страдания. И задача каждого куль­турного и истинно интеллигентного человека, изучить исто­рию, культуру, традиции своего народа и того народа, с ко­торым приходится ему жить и общаться, перенять все луч­шее, что есть у данного народа.

Адыги должны знать и гордиться своими предками, которые создали замечательные памятники духовной культуры, отличающиеся глубоким содержанием и художественным совершенством.

Замечательным пло­дом народного творчества, игравшим большую роль в духовной жизни народов в XVIII в. и начале XIX в., является богатый и своеобразный фольклор Северного Кавказа.

Народ, создавая свой героический эпос, воплотил свою жизнь, свой характер и духовный склад в монументальных эпических образах и этим внес свой неповторимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

В становлении и развитии культуры любого народа важное значение имеет создание письменности, наличие которой является одним из показателей национального самосознания.

Духовная культура адыгов (черкесов), как и любая другая сверхслож­ная социальная система, многообразна в своих началах и проявлениях. Ее научное осмысление требует исследовательской большой работы.

К настоящему времени по проблемам духовности адыгов имеется много статей и сборников, написаны монографии и защищены диссер­тации. Труды ученых различаются по направленности, объему и каче­ству.

В представляемой работе преобладает методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии, для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к духовным образованиям. В использованной методике преоб­ладают описательность и историзм. Основное внимание уделено содержательным ас­пектам духовных отношений.

Цель данного исследования: познакомиться с национальной культурой адыгов.

Задачи:

- выявить особенности и национальный колорит адыгейской мифологии и этноса;

- рассмотреть условия становления письменности у адыго;

- показать специфику адыгейского языка.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

Похожие материалы:

Отличие кавказского аталычества от европейского
аталычество черкес адыг В средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, где мальчики проходили первые этапы феодального служения в качестве пажей, оруженосцев и т.д.; например, а ...

«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»
Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологичес ...

Установление советской власти
После февральской революции 1917 года местная партийная организация вышла из подполья. Наиболее активными руководителями большевиков в то время были И. Д. Пастухов, В. А. Шумайлов, В. Л. Сергеев, В. А. Матвеев и другие. Парторганизация в ...