Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день)

Страница 2

Егорий Храбрый считался покровителем и распорядителем не только домашних животных, но и хищников, особенно волков, которые иногда назывались его «псами». Кроме описанного устроения земли русской существовали и другие предания, повествующие о том, что когда Егорий ехал по лесу к нему на встречу выбежал волк и вцепился зубами в ногу его коня. Святой копьём пронзил волка, но раненный зверь заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» – «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, её хватит тебе на два дня». С тех пор каждый год накануне праздника святой объезжает на коне поля и леса, собирает диких зверей в условленном месте и отдаёт им наказы, определяя каждому добычу и пищу на год. Поэтому в народе говорили: «Что у волка в зубах-то Егорий дал», «На что волк сер, а и тот по закону живёт», «Что Егорий скажет, на том всё и порешится». Если в суровые зимы размножалось много волков, народ говорил: «Что святой Егорий их распустил».

Егорьев день был известен как пастуший праздник. Хозяева одаривали пастухов ставили им угощение. С этого дня пастухи брали на себя обеты, от выполнения которых зависел успех пастьбы. По народным представлениям, за соблюдением пастухами нравственных норм следил сам святой Егорий, который наказывал нерадивых и злых пастухов.

В некоторых местах Егорьев день особенно отмечали охотники, считавшие святого своим покровителем. Чтобы заручиться его поддержкой, они считали необходимым обратиться к нему за помощью именно в этот день: «Егорий Храбрый, свят мой помощник. Гони белого зверя зайца по моим ловушкам через поля чистые, своему рабу Божию (имярек). Гони белого зверя зайца со всех четверых сторон». С произнесением этого заговора начинали саму охоту[67].

Кое-где с Егорьева дня начинались весенние хороводы и молодёжные гуляния. Часто этот день отмечался как большой праздник, обязательным моментом которого было хождение в гости, называвшиеся «гостить о празднике». Накануне крестьяне варили пиво, с которым в день праздника шли в гости к родственникам. Празднование начиналось с того, что хозяин – «большак» рано утром отправлялся в церковь с суслом, которое в этом случае называли «кануном», его на время обедни ставили пред иконой святого Егория, а после жертвовали причту.

Там, где Егорьев день был храмовым праздником, его отмечали несколько дней. В первый день хозяева угощались у священника, а во второй – ходили в гости к соседям и родственникам.

С Егорьим днём, как с днём начала весенне-летних работ, связывалось много примет (Приложение).

Таким образом, можно выделить характерные черты весеннего периода:

*на этот цикл приходились главные христианские праздники;

*православные праздники предписывали крестьянам строгий пост (воздержание в пище и отказ от веселья);

*характерно начало весенних полевых работ и проведение обрядов, с ними связанных;

*начало весенних молодежных хороводов и гуляний.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

История первомайского костёла под названием «Возвышенность святого креста»
До 1920 года приход Собакинцы, ныне Первомайск, своего приходского костёла не имела. В то время она относилась к Заболоцкому костёлу, находящемуся в Вороновском районе, и называлась Заболоцко-Собакинский приход. Из-за того, что костёл За ...

Спасский храм города Серпухова
Занарское кладбище возникло во второй половине XIX века вдали от жилых построек на городских выгонных землях. Спасская церковь была построена там для утешения мирян в потере ближних. Храм возвели почти за 3 года с 1893 по 1896 на средства ...

Растительность Среднего Урала
Преобладают хвойные (на западе ель и пихта, на востоке сосна) и берёзово-осиновые (особенно на юге) леса. Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. На юго-западе и юго-востоке, где климат теплее и суше, лес сменяетс ...