Культура казаков, адыгов и ногайцев

Страница 2

У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и их детей.

Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Фольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

КУЛЬТУРА АДЫГОВ

Экономическую основу адыгской малой, индивидуальной семьи составляли земледелие и скотоводство в сочетании с кустарными промыслами и ремеслами. В хозяйственной жизни абадзехов, шапсугов и натухайцев значительное место занимало плодоводство. Большим подспорьем в экономике семьи являлось пчеловодство.

В первой половине XIX в. у адыгов существовала фамильная феодальная земельная собственность. В 60-х годах этого столетия она сменилась личной собственностью феодалов на землю (В. К. Гарданов). В XIX - начале XX в. сохранилась и общинная форма землевладения. В дореформенный период общинные земли распределялись только между феодалами и свободными крестьянами, а после реформы - между людьми всех сословий. Адыги применяли следующие системы земледелия: подсечную залежную, переложную, глубокую вспашку и паровую. Но самой распространенной у них была переложно-залежная.

Встречались два типа плугов: четырехсторонний и передковый. Они известны в литературе и под другими названиями: малый и тяжелый. В горной полосе землю пахали четырехсторонним плугом, а на равнине - передковым.

Феодалам земли обрабатывали их крепостные крестьяне. Во второй половине XIX в. некоторые феодалы и часть зажиточных людей использовали в хозяйстве наемных работников.

В хозяйственном быту адыгов сохранялось немало патриархально-родовых пережитков, которые накладывали определенный отпечаток на их общественный и семейный быт.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Бурятский забайкальский комплекс
Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В 17 веке, ко времени прихода в Забайкалье русских казаков, основу хозяйства бурят составляло экстенсивное ...

Исполнительница главной женской роли в фильме «Кочевник» Аянат Есмагамбетова
Интервью с исполнительницей главной женской роли в фильме "Кочевник" 7 сентября в Москве проходила русскоязычная премьера фильма «Кочевник». - Расскажи нам, пожалуйста, как ты попала на съёмки «Кочевника»? - Это мой второй кр ...

Семиотика жестов
Семиотика как наука о знаках и знаковых системах выдвигает на первый план категорию знакового образования. С семиотической точки зрения, культура предстает как «ненаследственная память человечества», причем, вся информация о мире хранится ...