Хранитель святых мощей

Страница 1

Главный храм Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период.

Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. В летописях под 1351 годом сообщается об обновлении города и его церквей князем Юрием Ярославичем. Тогда на прежнем месте был возведен новый деревянный собор.

В 1408 году Муромская крепость восстановлена великим князем Московским Василием I, считавшим ее важным стратегическим объектом на востоке страны. Впоследствии, во время междоусобной борьбы Василия I с Дмитрием Шемякой, здесь в 1446 году получили приют его малолетние сыновья - Иван (будущий Иван III) и Юрий. В соборе Рождества Богородицы перед древним образом Богородицы Архиепископ Рязанский и Муромский Иона принял детей на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского.

Став великим князем, Иван III не забывал Муром. После сильного пожара 1458 года он помог восстановить город. Ко времени его княжения относится древнейшая жалованная грамота собору Рождества Богородицы.

После завоевания Казани в 1552 году по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый каменный собор. Отныне город утратил значение пограничной крепости, но всю вторую половину XVI века служил местом сбора военных сил для контроля над присоединенными к России территориями. В это время под собором располагался городской арсенал с двумя палатками, в которых хранились пушки, пищали, заряды и ядра. В кремле стояли дома московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады.

В XVII веке рядом с собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии. В память об этом храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел Петра и Февронии, где стояла их древняя каменная гробница. По устному преданию здесь до открытия находились мощи святых. В 1811 году придел был отремонтирован и вновь освящен в день памяти святых супругов. На месте бывшей деревянной церкви в конце XVIII века муромский купец Бушуев возвел величественную каменную колокольню с пристроенным к ней храмом во имя Спаса Нерукотворного.

В 1814 году к Спасскому храму был пристроен придел в честь Муромской иконы Богоматери.

В 1868 в Муроме была вновь учреждена викарная епископская кафедра, а собор стал кафедральным.

В 1872-73 годах проходила реставрация собора под руководством владимирского губернского архитектора Н.А. Артлебена. В результате облик храма сильно изменился и приобрел неовизантийские черты. Окружающее собор "гульбище" с крыльцом было разобрано; вместо него появилась открытая галерея и лестница, ведущая к главному входу. В ходе реставрации были открыты закомарные перекрытия, нижняя часть барабанов декорирована "кокошниками". В 1878 году в храме был устроен придел святого Алексия человека Божия и праведной Марии Магдалины - в честь патрональных святых - покойных городского головы Алексея Васильевича Ермакова и его супруги Марии Ефимовны.

В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей, где с вульгарными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор был закрыт в 1924 году. Старинные иконы, церковные вещи также были взяты в музей для хранения и показа трудящимся. До 1934 года собор принадлежал общине верующих. 30 мая 1934 года "с согласия" общины верующих сдан в аренду одному из расквартированных в городе полков. С середины 1930-х годов соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня стала пожарной каланчой и раздевалкой для игроков.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Сочельник (Сочевник)
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, с ...

Образование народов Дальнего Востока
Важным явлением в отечественной научной мысли в конце XX в. стало осознание образования как сложно структурированной системы общественной жизни, что обусловило появление комплексного подхода к изучению национального образования Севера Рос ...

Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто за ...