Складывание турецкой национальности
Насколько европейским государством является современная Турция? Следует признать, что в этом направлении Мустафа Кемаль сделал очень много. Рожденная в огне первой мировой войны и в бурях русской революции, Турецкая Парламентская республика имеет все внешние признаки правового государства. Конституция Турции, утвержденная в 1924 году, с небольшими изменениями действует до настоящего времени. Верховная власть Турции принадлежит однопалатному парламенту - Великому Национальному Собранию (Меджлису), избираемому прямым голосованием гражданами обоего пола. Более того, в правовом отношении Турция намного опередила своего великого соседа - СССР, вместе с которым и с помощью которого она родилась. Граждане современной Турции могут беспрепятственно выезжать за границу, могут создавать различные партии, издавать любые газеты, организовывать забастовки и т.д. И тем не менее Турция, по форме европейская, по содержанию остается далеко не европейской страной. Прежде всего, необходимо отметить, что Кемалистское движение было начато вовсе не с целью европеизации страны, а с целью политического спасения Турции от раздела, который был намечен Севрским договором. Нужно отдать должное Мустафе Кемалю, который действительно спас Турцию. Перед европейцами он отлично разыграл карту европеизации и демократизации страны, а с Лениным он поиграл в социализм, и в результате обманул и тех, и других. Придя к власти, он сначала расстрелял коммунистов, затем начал дело просвещения, которое заключалось в отказе от мусульманского права. Все его реформы, и прежде всего введение латинских букв, были бегством от Корана. Но демократии как таковой не было. Однопартийность сохранялась, и власть фактически находилась в руках армии. Только в 1945 году Исмет Иненью объявил многопартийность. И вот лишь тогда выяснилось, что Кемалю не удалось отойти от мусульманского права. Демократическая партия Мендереса, играя на религиозных чувствах народа, смогла прийти к власти. Здесь-то и произошло то, что сегодня можно назвать "иранским феноменом". Подобно тому, как религиозные приверженцы Аятоллы Хомейни почти без единого выстрела разгромили всю, казалось бы нерушимую, машину шаха, так и в Турции, вскоре после Кемаля, подавляющим большинством голосов к власти пришли те, кто восстановили закон о ношении женщинами покрывал, ввели молитвы на арабском языке и восстановили все то, что еще больше отдаляло Турцию от Европы.[11]
Похожие материалы:
Ремесло в городе
Городское ремесло
Кузнечное дело
Обработка железа в городах древней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусством мастеров, большей разветвленностью этого ремесла.
Выплавка железа велась, судя по данным Райков ...
Европеизация города
Исторический дух города неуловим, быть может, в целом, но конкретен в деталях. И понимаешь: не сбережем частностей, потеряем целое. Поэтому те страсти, которые горят сегодня по поводу того, каким быть историческому центру, весьма принципи ...
Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа.
В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...