Заключение

Системный анализ типа, состава и структуры традиционной семьи хакасов показал, что она являлась конструктивным гарантом появления и социализации ребенка. По различным критериям физической и социальной значимости семья определяла путь его развития и формирования. В рассматриваемое время (XIX - начало XX в.) у хакасов господствовала малая семья с достаточно выраженными патриархально-родовыми устоями. Она, а также семейно-родственный коллектив в основных дефинициях транслировали детям важные половозрастные формы деятельности по традиционным видам хозяйственных и домашних дел. Брачные нормы, формы брака определяли нормативные критерии физической и социальной зрелости, границы совершеннолетия. В традиционной номинации возрастных групп брачный возраст детей обоего пола был четко фиксированным. Оттенялся он также символическими особенностями культуры (прическа, украшения, одежда). Ребенок, достигший возраста постан или постын («созревший»), имел право на брак, а при определенных обстоятельствах (гибель отца) мальчик становился главой семьи. Но при «колыбельной» форме брака статус «невеста», «жених» дети получали до и вскоре после своего рождения. По замечанию Л.Я. Штернберга, обряд обручения такого вида восходит ко времени ортодоксальных браков и сводился к тому, что «ребенок-жених или его отец перевязывают ручку невесты ниткой из собачьего волоса» [Штернберг Л.Я., 1933. С. 28]. Наличие у хакасов колыбельно-брачного возраста, несомненно, является репликацией существования у них в прошлом брака, отмеченного Л.Я. Штернбергом.

Исследование циклов, связанных с рождением ребенка, выявило один важный аспект проблемы осознания рождения человека в традиционных представлениях хакасов. Акт зачатия и рождения ребенка выступает в контексте представлений о кут — Умай, определявших соблюдение традиционных обрядов, бытовых правил и предписаний родителями, лицами особого статуса (повитуха, старшее поколение и др.). Именно поэтому новорожденного ребенка в колыбельный период следует считать по возрасту утробно-младенческим, имевшим тесную связь с Умай и только ею особо охраняемым в свой самый не защищенный период жизни.

Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. Социализация детей осуществлялась усилиями и всей аальной общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников, братьев и сестер, с которыми совместно выполнялись те или иные виды работ, игры.

У хакасов существовала подробно разработанная система оберегов - предметов, знаков, действий, слов, звуков и т.д., которые предохраняли человека, его дом, скот от вредоносного действия злых сил. К ним относятся как многочисленные амулеты (т.е. обереги, которые носят на теле), так и предметы, связанные со сферой хозяйственной деятельности человека (нож, ножницы, колыбель, одежда), домашние животные (животное, которое «обживало» колыбель, священное животное рода), охранительные имена, определенные нормы поведения (поведение беременной женщины, молодой матери и др.), психологические запреты, запреты в системе питания.

Обычаи и обряды хакасов, связанные с рождением ребенка, были направлены прежде всего на обеспечение здоровья ребенка, на его благополучие в дальнейшей жизни. Некоторые обряды, особенно связанные с последом и пуповиной, должны были обеспечить в дальнейшем рождение следующих детей. У хакасов существовало несколько приемов, в основном иррационального характера, для борьбы с бесплодием женщины и обеспечения легких родов.

Взросление человека проходило несколько этапов. Первый из них (условно назовем его колыбельный) длится от утробного развития плода и примерно до трех лет. Для этого периода характерна незащищенность ребенка, его тесная связь с богиней Умай. Почти все время ребенок проводит в колыбели. Совершаются первые обряды, вводящие его в мир людей, — стрижка утробных волос, празднества, посвященные некоторым событиям его жизни, наречение имени и др. Начинается приучение ребенка к традиционной системе питания — соска в виде курдюка, прямой кишки. Следующий этап — игровой (от 4 до 6 - 7 лет). Почти все время ребенок проводит в играх, которые выполняют важную познавательную функцию, обеспечивают трансляцию социальных отношений. Следующий этап — это трудовое воспитание детей. Важным считалось физическое и психическое здоровье ребенка, усвоение им этических и нравственных норм поведения, знания о законах природы, фенологические знания и т. д. Передача и усвоение традиций происходили главным образом на уровне семейно-родственного коллектива, хотя большое значение в этом имела и аальная община. Воспитание происходило и при участии старших братьев и сестер, контролировали же воспитание родители. При этом уход за детьми, забота об их здоровье, как правило, лежали на плечах матери. В обучении трудовым навыкам существовало половое разделение, т.е. матери (или старшие сестры) обучали девочек, а отцы (старшие братья) — мальчиков. И, наконец, последний этап — это возраст постан (с 13 - 14 лет). Совершеннолетний ребенок получал право на вступление в брак, полностью овладевал всеми трудовыми навыками, участвовал в ритуальной деятельности.

Похожие материалы:

Решение проблем здравоохранения
Забайкалье, с самого своего возникновения, считалось, да и было, очень отсталым краем. А потому и проблем было больше, чем в развитых районах страны. Но они, всё же, решались! За свидетельством, обратимся к документальным историческим ист ...

Каталонцы
"Каталонцы - нация, живущая в Восточной Испании (главным образом в Каталонии, частично в Арагоне и Валенсии, а также на Балеарских и Питиусских островах)"[25] . Численность в Испании свыше 5,3 млн. человек (1970, оценка). Живут ...

Немцы в Поволжье
К началу 20 века на географических картах Поволжья значилось свыше двухсот немецких названий, которые своим населенным пунктам дали немцы, поселившиеся в Саратовских краях по приглашению Екатерины Второй. Но вот в 1915 году эти “имена “ст ...