Воспитание детей у хакасов

Страница 2

Интересным нам кажется обучение трудовым навыкам детей шаманов. Родители всячески старались не допускать даже упоминаний о родственниках-шаманах [Дыренкова Н.П., 1930. С. 282]. Но если у ребенка проявлялись наклонности шамана, родители не препятствовали этому.

В возрасте 14 - 15 лет родители могли отправить ребенка в другую семью, для того чтобы он сам добывал себе деньги на свадьбу (мальчик) или на приданое (девочка). К этому возрасту ребенок должен был уметь выполнять все работы. Родители договаривались о плате с человеком, у которого работали его дети. Ребенка отдавали в зажиточные хозяйства сроком от месяца до полугода, иногда и на больший срок. Расчет получали родители после окончания работы. Мальчиков в основном нанимали для пастьбы скота, а девочек — для того чтобы нянчить маленьких детей. Эти дети жили со всей семьей в юрте, но наделялись низким социальным статусом, т. к. считались «чужими» для хозяина огня и юрты. Поэтому они спали возле двери.

Очень интересным нам кажется исследование такой системы воспитания детей, когда родители отдавали детей своим родственникам. Это происходило чаще всего тогда, когда, во-первых, у родителей было уже несколько детей, и они не могли прокормить всех и, во-вторых, если в семье родственников были готовы взять на воспитание и для хозяйственных работ мальчика или девочку. Нередко ребенка отдавали и в чужую семью для того, чтобы он зарабатывал деньги. Но мы в данном случае рассматриваем только воспитание родственниками.

Мальчики чаще всего пасли скот, помогая хозяину приемной семьи, следили за чистотой в хозяйственных пристройках и т.д. Девочек, как уже говорилось, принимали в чужую семью в качестве нянек. Девочка должна была уметь ухаживать за младенцами и маленькими детьми. Обращались с приемными детьми так же, как и с родными. Приемные родители были обязаны обеспечивать ребенка одеждой, едой, хорошо с ним обращаться. Живя в семье своих родственников — приемных родителей, дети нередко называли и считали их мамой и папой. С собственными родителями они общались редко, чаще всего из-за невозможности посещать друг друга (из-за занятости и больших расстояний).

Как правило, ребенок жил у приемных родителей до возраста постам, т.е. до 15 - 16 лет. Но нередко именно из дома приемных родителей девочку отдавали замуж. В этом случае приемный отец мог наделить девочку приданым. Таким образом, в некоторых случаях в семьях приемных родителей ребенок наделялся равными правами с родными детьми.

В системе воспитания хакасы придерживались в основном метода свободного, но целенаправленного воспитания, и при этом не забывали силы воздействия слова. Большое внимание уделялось привитию детям традиционных этических норм поведения. Дети разных деревень нередко враждовали между собой. При встречах во время пастьбы скота они подтрунивали друг над другом, но драться было категорически запрещено. Если мальчик нарушал обычай и бил какого-либо человека, то считали, что у него тяжелая рука. В таких случаях мать заставляла сына сесть к очагу и взять рукой, которой он ударил человека, из него золу и съесть. Это действие-клятва предписывало ребенку уже никогда в жизни не поднимать ни на кого руку, даже в случае необходимой защиты.

Ребенок в хакасской семье пользовался и наделялся различными правами. Хакасское общество уже к началу XIX в. достигло определенной стадии развития, когда существовала достаточно развитая система обычного права. Правовые нормы патриархально-родового характера нашли свое выражение не только в обычном праве, но и в специальном Проекте Степных Законов 1822 г., которые были специально разработаны Государственным комитетом Российского государства. Как отмечалось ранее, разработчики достаточно хорошо изучили правовые институты хакасов и органично включили их в соответствующие разделы закона [Бутанаев В.Я., 1990. С. 264 - 273].

В Проекте Степных Законов для южных скотоводов и промышленников и кочующих земледельцев Енисейской губернии есть специальные главы, посвященные детям. Это главы «Дети» и «Опека» в разделе II «Частные гражданские законы инородцев», а также глава «Наследие» в разделе «Имущество». Права и обязанности детей упоминаются и в других главах, разделах и параграфах.

Дети по закону имели право на получение от родителей или опекунов полноценного содержания и воспитания до совершеннолетнего возраста. Причем если ребенок рожден вне брака, то он должен был воспитываться семейством матери. Но отец ребенка, о котором, как правило, узнавали окружающие, должен был при наступлении совершеннолетия подарить ему бычка и деньги. В некоторых случаях ребенок отдавался на воспитание в семью отца. И в том и в другом случаях ответственность за воспитание и содержание детей нес старший мужчина в семье. Если мать, выходя замуж» не хотела забрать своего внебрачного ребенка в новую семью, то старший мужчина в семье матери должен был взять на себя его воспитание.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Современная жизнь кимоно
Культуре Японии XVII-XIX веков было весьма свойственно ощущение изменчивости времени и жизни, что нашло свое отражение в традиционной одежде – кимоно. Здесь мы видим богатейшие возможности для формирования индивидуального силуэта. Одежда ...

Вариативность мужских неканонических имён
В антропонимике до сих пор остаётся актуальным вопрос о сущности нехристианских имён. Исследователи антропонимов отмечают, что в 17 веке в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко. Обычно ими ...

Структурно-функциональный метод
Детальное изучение первобытных культур, этносов способствова­ло обогащению методологического арсенала этнографических исследований. Вслед за эволюционным стали использовать­ся структурный, функциональный и системный подходы.Структурный мет ...