История строительства кафедрального собора города Алматы

Страница 2

Завершилось строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа». Разрушительное землетрясение в 1911 году, стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом.

Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Как показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» на центральном куполе было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить до последней реставрации.

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания[7].

Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно и когда-то просматривалось с отдаленных точек города, и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем. А когда в 1995 году собор перешел в пользование церкви, уже стерлось в памяти даже его точное название.

С «Перестройкой» в 90-х года в России пошел процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви, на уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации этого здания с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году государством было решено создать здесь действующий собор-музей, и были выделены средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А 18 апреля 1995 года здание официально было полностью передано в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии решением Президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Восстановление кафедрального собора начало проводиться с богослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995 г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алмаатинцами.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Елим Павлович
Самой заметной фигурой среди наследников П.П. Демидова был его старший сын Елим Павлович, егермейстер высочайшего двора, Для своей карьеры он выбрал традиционное семейное поприще — службу в Министерстве иностранных дел. В канун февральско ...

Сватовство – конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции
Когда налицо все изложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретные действия. Первое – сватовство (сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходил следующим образом: родителей жениха ...

Этнические особенности коренных народов
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относят ...