История строительства кафедрального собора города Алматы

Страница 2

Завершилось строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа». Разрушительное землетрясение в 1911 году, стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом.

Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Как показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» на центральном куполе было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить до последней реставрации.

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания[7].

Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно и когда-то просматривалось с отдаленных точек города, и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем. А когда в 1995 году собор перешел в пользование церкви, уже стерлось в памяти даже его точное название.

С «Перестройкой» в 90-х года в России пошел процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви, на уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации этого здания с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году государством было решено создать здесь действующий собор-музей, и были выделены средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А 18 апреля 1995 года здание официально было полностью передано в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии решением Президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Восстановление кафедрального собора начало проводиться с богослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995 г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алмаатинцами.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Промышленность
Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш», Россия, Челябинская область, г. Златоуст) — одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского ...

Начало ХХ века
В период летнего наступления кайзеровских войск в августе 1915 года Щучин был захвачен, ориентировочно в 20-х числах. В течение почти четырех лет жители местечка подвергались жестокой эксплуатации. Оккупационные власти вывезли оборудовани ...

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...