Гипотеза о сельджуском происхождении гагаузов
Ее сторонниками являются, в основном, турецкие историки (Осман Туран, Халил Иналджык, Кемаль Карпат, Фарук Сюмер и другие), некоторые болгарские исследователи (Г. Баласчев, И. Джансызов), западные авторы Paul Wittek и W. Zajaczkowski. Впервые гипотезу о сельджукском происхождении гагаузов высказал Г. Баласчев в своей работе «Държавата на огузите в Добруджа» (Военни известия, 1917). Он считает, что этимология слова гагауз восходит к фамилии султана Кейкавус II, мать которого была христианкой. Переход буквы к в г, по его утверждению, в Добрудже в XIV - XV вв. был нормальным явлением. С этим (к/г) спорить не стоит. Это типично и для многих современных тюркских языков.Это, однако, не дает еще серьезных научных оснований утверждать, что гагаузы являются потомками сельджуков. Да, сельджуки, как и печенеги и узы (часть огузов), относятся к племени Огузов (к роду кынык). Всех огузов, как известно, было 24 рода. После окончательного распада (1000-1009 гг.) огузского государства Ябгу, существовавшего на берегах Сырдарьи, большая часть огузов рода Сельджука (Сельчука, имя человека) двинулась в Малую Азию. К началу XIII века почти вся современная Анатолия (Турция) была объединена сельджуками в единое государство - Анатолийский (Конийский, Румский) султанат (1075— 1318 гг.). В период 1246-1261 гг. им правил Иззеддин Кейкавус II, который имел родственные связи в высших эшелонах Константинополя. Под давлением монголо-татар он в 1261 году вынужден был покинуть страну и перебраться в Византию.
Часть сторонников Иззеддина Кейкавуса II во главе с духовным отцом Сары Салтуком с разрешения императора Византии (1259-1282 гг.) Михаила VIII Палеолога обосновалась в северной части Добруджи. В турецком народе Сары Салтука ласково называли Баба Султан или просто Баба (отец). С тех пор и осталось название нынешнего румынского города Бабадагуезда Тульча (даг-гора). Правитель Византии считал сельджукского султана своим другом. Этот «друг» и решил свергнуть византийского императора, оказавшись вскоре за решеткой. Специальным подразделением хана Золотой Орды в 1270 году Иззеддин Кейкавус II был освобожден из тюрьмы и вместе с частью своих соратников перебрался в Крым, где и скончался. До этого большая часть сельджуков вернулась обратно в Анатолию. Остатки же сельджуков в Добрудже со временем растворились среди других тюркских этносов или ассимилировались болгарами.
Даже представить себе невозможно, чтобы султан Иззеддин Кейкавус II мог навязать на Балканах свое имя (кейкавус-гагауз) мощной в политическом отношении куманам. Повторимся, что в ту эпоху куманами назывались уже не только кыпчаки (половцы), но и печенеги, узы. У сельджуков ничего не вышло бы из попытки создания своего государственного образования на территории Добруджи. Почему? Во-первых, численность перебравшихся в Добруджу сельджуков составляла менее 10 тысяч семей. Некоторые ученые-востоковеды называют их группой переселенцев, которые недолго находились на Балканах. Они предпочли вернуться обратно. Немало было и тех, кто перебрался в Крым. До откочевки сельджуков в Добруджу не одно десятилетие здесь уже обитали многие-многие десятки тысяч печенегов, узов, куманов, татар. Если учесть, что соперничество и зависть исторически разделяли самолюбивых тюрков, что, в свою очередь, нередко приводило к кровопролитным войнам между разными родами и племенами, то вряд ли можно себе представить, что огромная масса печенегов, узов, куманов и татар позволит небольшой группе сельджуков командовать собой.
Во-вторых, ко времени переселения анатолийских сельджуков в Добруджу среди печенегов, узов и куманов в Византии уже были свои сенаторы, советники императора и полководцы, занимавшие высокие должности в армии. Могли ли они позволить пришельцам из Малой Азии командовать собой, позволить им создать свое государственное образование в Добрудже, навязать своим соплеменникам имя другого султана? Конечно, нет. Пример тому - плачевная попытка авантюриста Иззеддина Кейкавуса II захватить власть в Византии.
Похожие материалы:
Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры
Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края в духовной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахского этноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочения связей между ...
Поэтическая вариативная системность песни «Ой, хызым, хызым»
Из обрядового песенного фольклора в активном бытовании остались только свадебные шуточные песни. Нам удалось записать такую песню от Л. Д. Огурцовой. Всего зафиксировано шесть вариантов этой песни. Три из них записаны А. Н. Гаркавцом в 19 ...
Общая характеристика церковного зодчества Брянщины
Земля Брянская, ее города, крепости и населенные места упоминаются в древнейших русских летописях. Многие важные события русской истории, а также поэтические легенды и сказания связаны с этой землей. Здесь сохранились замечательные памятн ...