Гипотеза о сельджуском происхождении гагаузов

Страница 1

Ее сторонниками являются, в основном, турецкие историки (Осман Туран, Халил Иналджык, Кемаль Карпат, Фарук Сюмер и другие), некоторые болгарские исследователи (Г. Баласчев, И. Джансызов), западные авторы Paul Wittek и W. Zajaczkowski. Впервые гипотезу о сельджукском происхождении гагаузов высказал Г. Баласчев в своей работе «Държавата на огузите в Добруджа» (Военни известия, 1917). Он считает, что этимология слова гагауз восходит к фамилии султана Кейкавус II, мать которого была христианкой. Переход буквы к в г, по его утверждению, в Добрудже в XIV - XV вв. был нормальным явлением. С этим (к/г) спорить не стоит. Это типично и для многих современных тюркских языков.Это, однако, не дает еще серьезных научных оснований утверждать, что гагаузы являются потомками сельджуков. Да, сельджуки, как и печенеги и узы (часть огузов), относятся к племени Огузов (к роду кынык). Всех огузов, как известно, было 24 рода. После окончательного распада (1000-1009 гг.) огузского государства Ябгу, существовавшего на берегах Сырдарьи, большая часть огузов рода Сельджука (Сельчука, имя человека) двинулась в Малую Азию. К началу XIII века почти вся современная Анатолия (Турция) была объединена сельджуками в единое государство - Анатолийский (Конийский, Румский) султанат (1075— 1318 гг.). В период 1246-1261 гг. им правил Иззеддин Кейкавус II, который имел родственные связи в высших эшелонах Константинополя. Под давлением монголо-татар он в 1261 году вынужден был покинуть страну и перебраться в Византию.

Часть сторонников Иззеддина Кейкавуса II во главе с духовным отцом Сары Салтуком с разрешения императора Византии (1259-1282 гг.) Михаила VIII Палеолога обосновалась в северной части Добруджи. В турецком народе Сары Салтука ласково называли Баба Султан или просто Баба (отец). С тех пор и осталось название нынешнего румынского города Бабадагуезда Тульча (даг-гора). Правитель Византии считал сельджукского султана своим другом. Этот «друг» и решил свергнуть византийского императора, оказавшись вскоре за решеткой. Специальным подразделением хана Золотой Орды в 1270 году Иззеддин Кейкавус II был освобожден из тюрьмы и вместе с частью своих соратников перебрался в Крым, где и скончался. До этого большая часть сельджуков вернулась обратно в Анатолию. Остатки же сельджуков в Добрудже со временем растворились среди других тюркских этносов или ассимилировались болгарами.

Даже представить себе невозможно, чтобы султан Иззеддин Кейкавус II мог навязать на Балканах свое имя (кейкавус-гагауз) мощной в политическом отношении куманам. Повторимся, что в ту эпоху куманами назывались уже не только кыпчаки (половцы), но и печенеги, узы. У сельджуков ничего не вышло бы из попытки создания своего государственного образования на территории Добруджи. Почему? Во-первых, численность перебравшихся в Добруджу сельджуков составляла менее 10 тысяч семей. Некоторые ученые-востоковеды называют их группой переселенцев, которые недолго находились на Балканах. Они предпочли вернуться обратно. Немало было и тех, кто перебрался в Крым. До откочевки сельджуков в Добруджу не одно десятилетие здесь уже обитали многие-многие десятки тысяч печенегов, узов, куманов, татар. Если учесть, что соперничество и зависть исторически разделяли самолюбивых тюрков, что, в свою очередь, нередко приводило к кровопролитным войнам между разными родами и племенами, то вряд ли можно себе представить, что огромная масса печенегов, узов, куманов и татар позволит небольшой группе сельджуков командовать собой.

Во-вторых, ко времени переселения анатолийских сельджуков в Добруджу среди печенегов, узов и куманов в Византии уже были свои сенаторы, советники императора и полководцы, занимавшие высокие должности в армии. Могли ли они позволить пришельцам из Малой Азии командовать собой, позволить им создать свое государственное образование в Добрудже, навязать своим соплеменникам имя другого султана? Конечно, нет. Пример тому - плачевная попытка авантюриста Иззеддина Кейкавуса II захватить власть в Византии.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Культурное развитие Енисейской губернии в 20-60-е гг. XIX века
Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабр ...

Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...

Пасха (Христов день, Паска, Великдень)
Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие над смертью, доб ...