Народный танец

Страница 1

Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года.

Хороводные песни в Сибири пели: зимой - от Рождества до Крещения; весной и летом - с Пасхи до Троицы. К плясовым песням обращались в любое время года. Если плясовые песни не были строго приурочены к определенной дате календаря, то хороводные имели четкую временную привязку.

Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Крещения и включал, таким образом, период Святок. В это время прекращались все работы, и молодежь проводила вечера отдыха, где можно было познакомиться, выбрать пару по душе. Эти вечера называли "вечёрками" (в отличие от "посиделок" или "супрядок", где совмещались работа и отдых). Новогодние "вечерки" отличались особой удалью и размахом. Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сеяли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пойду во Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом. Уставал гармонист играть, снова водили хороводы, играли в игры: "Сосед", "Фантики", "Золото хоронить", "Номера", "Ремяшок", "Разлучник".

По тематике зимние хороводы ("караводы") можно разделить на трудовые и любовные с поцелуями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы сочетались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сеяли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посредине "каравода".

Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Парни и девушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

К Рождественским хороводам относится хоровод "А едит - ходит Фалимон". Он, как и хоровод "А мы просу сеяли", исполнялся двумя группами поочередно. Участники строились в две линии, при этом во время пения одна линия наступала на другую. Двухрядное или двухлинейное построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображало принадлежность участников игрища к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам. Вопросно-ответная форма построения текста также характерна для линейных хороводов.

Хороводы на Рождество готовили молодых к будущему супружеству - знакомили, помогали в выборе пары. Не случайно, после Крещения сразу начиналась подготовка к свадьбам, которые повсеместно справлялись на "мясоед" и "масляную". Парный же танец в Сибири не был популярен как таковой, он имел место только как элемент хороводных танцев (см. прил.1).

Весенне-летний цикл хороводов начинался в первый день Пасхи и продолжался в течение недели. Водили хороводы на Троицу, на Ивана Купалу. По тематике весенние хороводы тождественны зимним. Отличительной особенностью некоторых весенних хороводов является форма движения. Кроме круговых и линейных встречаются и орнаментальные: по спирали ("Заплятися, плятень"), сочетание змейки и круга ("А(и) вутка(й) шла"). В поэтическом тексте этих хороводов отражен древний образ "утки", "тетери", который в данном случае может рассматриваться как символ очистительной силы воды, свое название "утушных" получали по манере исполнения - "ходить утушкой".

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Организация и ведение КСБА
КСБА создается как специализированная часть СБА центральной библиотеки с целью максимально полного раскрытия состава и содержания всех видов краеведческих документов и местных изданий. КСБА ЦБ отражает: Ø материалы о крае в целом, ...

Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения. Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало ...

Лауреат премии Курмангазы Урастаева Галина Джумабаевна
На праздничной сцене Астраханского драматического театра губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин вручал ей премию имени Курмангазы Сагырбаева в области культуры. Среди десятка награжденных по другим номинациям она сразу выделялась ...