Научное сообщество и Западносибирский отдел Русского географического общества

Страница 2

Членом Западно-Сибирского отдела Географического общества был уже упоминавшийся ранее известный ученый и публицист омич Н.М. Ядринцев. Неутомимый путешественник и исследователь, он вложил много самоотверженного труда в дело изучения малых народов Сибири. В первые же годы существования Западно-Сибирского отдела ученый совершил экспедиции в Горный Алтай, к истокам Катуни, в южную часть Томской губернии и собрал обширные этнографические материалы о горноалтайцах, шорцах, телеутах и других народностях Западной Сибири.

Правителем дел Западно-Сибирского Географического общества был преподаватель географии Сибирского корпуса офицер Михаил Васильевич Певцов. Еще за год до основания общества Певцов отправился в путешествие в Джунгарию, сопровождая с казачьей сотней хлебный караван в китайский город Гучен у подножья Тянь-Шаня, и исследовал местность, не нанесенную тогда на карту. В начале 1878 года он снова совершил путешествие в Северо-Западную Монголию – через пустыню Гоби. Караванный путь в этом направлении еще ни разу не был пройден исследователями. Спустя несколько лет (1883г.) в Омске была издана книга молодого исследователя «Очерки путешествия по Монголии и северным провинциям Китая», обратившая на себя внимание виднейших ученых и географов мира.

Омский преподаватель географии Певцов составил одну из первых карт Монголии и ввел новый, более совершенный метод астрономического определения широт (по соответственным высотам двух звезд). У себя дома Певцов оборудовал маленькую обсерваторию и ежедневно проводил различные астрономические наблюдения. В этой домашней обсерватории он и разработал оригинальный способ определения географических широт.

Примерно в эти же годы бывший воспитанник Омского кадетского корпуса Григорий Николаевич Потанин (тоже упоминавшийся выше) также путешествовал по Северной и Восточной Монголии.

Пути этих двух омичей – исследователей Центральной Азии – не раз пересекались, и их путевые научные отчеты дополняли друг друга.

Замечательные путешествия Потанина открыли для науки малоизвестные и совсем неизученные земли Внутренней Азии. В своих четырехтомных «Очерках Северо-Западной Монголии» он подробно описал не только природу и экономику края, но и многие народности Монголии и Китая, ранее совсем неизвестные. Потанин глубоко изучил жизнь, быт и нравы хакасцев, тонгутов, широнголов, дунган, китайцев. Как и Ядринцев, он горячо выступал в защиту угнетенных народностей, популяризировал среди русского общества знания о странах и населении Центральной Азии.

В декабре 1885 года омские ученые отметили такое событие, как приезд великого русского путешественника Н.М. Пржевальского, возвращавшегося через Омск из своего четвертого путешествия. Пржевальский остановился в небольшом деревянном домике офицера Елисеева на Ильинской улице (улица им. Веры Засулич). Он побывал в музее Западно-Сибирского географического общества, познакомился с местными географами, краеведами и местной интеллигенцией.

Готовясь в 1888 году в свое пятое путешествие в Тибет, Пржевальский установил связь с Главным управлением Степного края в Омске. Администрация Степного края попросила Пржевальского «ради сохранения в Омском военном округе памяти об экспедиции» включить в ее состав омичей казаков Сибирского и Семиреченского казачьих полков. Ученый ответил согласием. Но участвовать в путешествии Пржевальскому не довелось. Осенью 1888 года в адрес Русского Географического общества прибыла телеграмма из Каракола с сообщением о кончине великого ученого исследователя Пржевальского. Завершить начатую известным путешественником экспедицию поручили омичу Михаилу Васильевичу Певцову.

Омичи Певцов и Потанин своими исследованиями Центральной Азии вписали яркую страницу в историю русской географической науки. Научная общественность России высоко оценила их труды.

Упоминавшийся Иван Яковлевич Словцов в 1876-1877 гг. участвовал в поездках по киргизской степи с чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Западной Сибири Н.Н. Балкашиным, а в 1878г. объехал Кокчетавский уезд Акмолинской области. За путевые заметки об этой поездке, опубликованные в «Записках ЗСОИРГО», путешественник был награжден серебряной медалью Географического общества Г.Н. Потанин писал о нем: «В ядринцевское время не было в Омске головы, которая была бы набита ученностью так, как голова Словцова. Он следил за наукой и о всякой ученой новости омичи лучше всего могли справиться у этого человека». За 30 лет своего членства в Отделе он проделал огромную краеведческую работу: провел естественноисторическое обследование Кокчетавского горного района, раскопал несколько археологических памятников (Андрюшин городок близ Тюмени, курган на берегу Туры и др.), стал автором ряда уникальных палеонтологических находок (в 1885г. близ с. Решетниково обнаружил скелет мамонта, в 1891г. близ Самарино –скелет ископаемого бизона, в 1894г. на Салаирке – еще один, на этот раз полный, скелет бизона), изучал обширный Пелымский край, в 1880г. опубликовал в «Трудах Акмолинского статистического комитета» свою «Историческую хронику Омска». В 1883г. Словцов был избран председателем Распорядительного комитета ЗСОИРГО. Он являлся также почетным членом комитета Тобольского губернского музея, действительным членом Томского общества естествоиспытателей и врачей, членом германского и финляндского археологических обществ.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Тенденции изменения сезонных праздников Японии в перспективе
Большинство сезонных праздников воспринимается в наши дни уже иначе, чем много лет назад. Истоки начинают забываться, с переносом дат проведения празднований теряется смысл. Поколения сменяют друг друга, время идёт вперёд, и люди меняются ...

Трактовка национального характера в трудах отечественных и зарубежных ученых
Поскольку термин «национальный характер» не является исконно и исключительно литературоведческим термином, но разрабатывался другими областями гуманитарного знания, – философией, этнологией, антропологией, культурологией, лингвострановеде ...

Понятие «нация» в зарубежной и отечественной этнопсихологии
Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и ...