Ученый и просветитель Чокан Валиханов

Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской пограничной линии и командира отдельного Сибирского корпуса генерала Г.И.Глазенапа было открыто Войсковое казачье училище. Средства, необходимые для существования училища и его воспитанников, выделяло Сибирское линейное казачье войско. Преподавателями были отставные офицеры и казаки. До 1822 года училище готовило урядников, лучшие из выпускников через некоторое время производились в офицеры.

В 1828 году к училищу была присоединена Азиатская школа, существовавшая в Омске с 1789 года и готовившая переводчиков и топографов. Эта школа в составе училища преобразовалась со временем в класс восточных языков. Среди выпускников училища было немало отважных первопроходцев и путешественников, увлеченных исследователей. Они совершали смелые военные экспедиции, основывали крепости и города (Кокчетав, Верный и др.), составляли карты и описания дотоле неизвестных областей азиатской глубинки.

По вновь утвержденному Положению 1845г. училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус. В корпусе преподавались математика, физика, химия, география, история, русский и татарский языки (а для дворян – и французский), военные дисциплины.

Осенью 1847г. в кадетский Сибирский корпус поступил будущий ученый и просветитель Чокан Валиханов (1835-1865), сын полковника русской армии Чингиза Валиева, потомок древнего и знатного рода казахских султанов-чингизидов. Среди его учителей были преподаватель словесности и ориенталист Н.Ф, Костылецкий, пристрастивший юношу к изучению языков, собиранию фольклора и этнографическим изысканиям, преподаватель истории Г.В. Гонсевский, незаурядный рисовальщик и знаток живописи К.П. Померанцев. Будущий исследователь общался с жившим в Омске еще одним востоковедом, Сотниковым, и особенно сблизился с обрусевшим поляком Карлом Казимировичем Гутковским (1801-1867), преподававшим в корпусе геодезию и географию.

Окончив корпус в 1853г., Валиханов был зачислен корнетом в 6-й кавалерийский полк Сибирского казачьего войска, фактически же стал офицером для особых поручений при генерал-губернаторе Г.Х Гасфорде. В 1855г. молодой офицер совершил первую поездку по киргизским степям, а в следующем году принял участие в экспедиции полковника М.М. Хоменского в Заилинский край, в ходе которой занимался сбором коллекций, топографическими съемками, делал зарисовки. На одном из перевалов Валиханову удалось записать отрывок киргизского эпоса «Манас», не известного еще фольклористам того времени.

В доме родственника К.К. Гутковского, ранее упоминавшегося, омского чиновника Я.Ф. Капустина Чокан познакомился с путешествовавшим по Сибири и Средней Азии П.П. Семеновым. Возвращаясь из путешествия в Тянь-Шань, Семенов опять посетил Омск и при встрече с губернатором Гасфордом подал тому мысль о посылке Валиханова в Кашгарию. Западно-Сибирскому генерал-губернатору понравилась идея нелегального (в чужом платье и под чужим именем) проникновения в таинственную страну. Исследователя же привлекала не столько рискованность шпионской авантюры, сколько возможность побывать в краях, абсолютно неизведанных.

В 1857г. Ч.Ч. Валиханов стал действительным членом Русского Географического общества (по рекомендации того же П.П. Семенова-Тянь-Шаньского), а в мае 1858г. отправился в Кашгарию с вышедшим из Семипалатинска торговым караваном (непосредственным организатором экспедиции был уже упоминавшийся полковник Гутковский). Путешествие, равнозначное научному подвигу, окончилось счастливым возвращением в Омск с многочисленными коллекциями, записями, рисунками и неизгладимыми впечатлениями, которые будут изложены позже в «Очерках Джунгарии». После кашгарских странствий начался столичный период жизни молодого ученого, полный занятий и планов, осуществиться которым помешали болезнь и преждевременная, наступившая вскоре после возвращения в родные кочевья, смерть.[10]

Похожие материалы:

Функции городов
Ремесла. Развитие городов как торгово-ремесленных центров было связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и значительным расширением ремесленного производства, обслуживающего, главным образом, господствующий класс. На об ...

Управление «инородцев»
Подробно регламентировал Устав 1822 г. систему управления у «коче­вых» и «бродячих инородцев», «Состояние инородцев, кочующих и бродя­чих,— гласил Устав», - отличается: 1) непостоянством их жительства; 2) степенью гражданского образования ...

Выводы
обряд календарный фольклор заговор кубань В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеол ...