Этническая культура

Страница 4

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, например, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII веках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные представители определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Восточнославянские погребения
У восточных славян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обряд заключалс ...

Развитие города Омска
Слабые ростки развития Омской промышленности относятся к 20-м гг. 19 в. В это время начинают появляться мелкие кустарные предприятия мануфактурного типа: кожевенные, салотопенные, мыловаренные, пивоваренные с примитивной техникой и незнач ...

Омск литературный
Конец XIX – начало XX вв. явились важным этапом в литературной жизни Омска. В.Г. Короленко, П.Ф. Якубович, В.Д Соколов (Митрич), В.Г. Богораз – одна только политссылка 80-х годов давала такое мощное приращение литературных сил, что сомнев ...