Племена Кубани в раннем железном веке
Ареал скифской культуры (VII-III вв. до н.э.) достаточно широк и представлена она многими локальными вариантами. За время многолетнего пребывания в Передней Азии скифы испытали на себе влияние многих восточных (урартская, ассиро-вавилонская) и греко-ионийской культур. Возвратились они в причерноморские степи с культурой, существенно отличавшейся от той, которая осталась у населения, не участвовавшего в походах на Азию.
От скифского времени сохранилось огромное количество памятников археологии. Самые значительные из них связаны с заупокойным культом. На широком пространстве южнорусских степей исследованы сотни курганов рядовых кочевников, представителей аристократии и племенных вождей ("царей"). Огромный интерес представляют Келермесские курганы (левобережье Кубани), датируемые временем возвращения скифов из походов. В могилах вождей обнаружен богатейший погребальный инвентарь, часть которого составили военные трофеи из Передней Азии. Не менее известна и группа курганов у станицы Елизаветинской (дельта Дона). Эти памятники датируются более поздним временем - V-IV вв. до н.э. В одном из курганов у ст. Елизаветинской обнаружена каменная гробница с захоронением вождя.
Поселения скифского времени представлены чаще всего временными стоянками и зимниками. Последние, при благоприятном стечении обстоятельств, могли стать основой для формирования крупных поселений древности (Елизаветовское городище). Именно они позднее стали очагами ремесла и торговли, центрами греко-варварских этно-социальных контактов.
Савроматы - одно из немногих этнических названий номадов, которых античные авторы размещали на территории степного Подонья. Впервые оно упомянуто в той части труда Геродота, где он рассказывает о походе персидского царя Дария I. В столкновении персов и скифов савроматы выступили как самые верные союзники последних. В составе скифских отрядов савроматы вели патрулирование северного побережья Меотиды - Азовского моря. Описывая местоположение соседних со скифами племен, втянутых в скифо-персидский конфликт, Геродот не только четко определяет границы владений савроматов, но и обстоятельно передает легенду о происхождении савроматов.
Памятники савроматской археологической культуры во многом напоминают скифские. Основу хозяйства обоих народов составляло кочевое скотоводство. Разводились главным образом лошади и овцы - скот, наиболее приспособленный к длительным перекочевкам. Крупного рогатого скота было меньше. Жилищами служили большие войлочные кибитки на четырех- или шестиколесных повозках. Они же использовались для сооружения круговых укреплений в случае нападений врагов. В быту применялись бронзовые полусферические котлы, глиняная посуда и другие вещи местного производства, а также предметы греческого импорта, которыми пользовалась в основном знать племен.
Кочевники - как скифы, так и савроматы - всегда отличались большой воинственностью. Основным оружием у них был небольшой лук со стрелами, короткие мечи-акинаки, пригодные для пешего боя, копья, дротики. Длинные всаднические мечи и тяжелые копья, а также металлический доспех начали применяться савроматами гораздо раньше, чем скифами.
Похожие материалы:
Задачи краеведческой работы библиотек
В настоящее время краеведческая работа становится одним из важнейших направлений деятельности муниципальных библиотек (ЦБС).
Краеведческая деятельность библиотек – часть профессиональной (государственной) краеведческой деятельности, напр ...
Исторические данные о переселении и дискуссии греков в Приазовье
Прошло более двух веков, как греки поселились в Приазовье. Однако до сих пор не только не написана история их жизни в Приазовье, но остается много спорных вопросов по самому, казалось бы, исследованному из них – переселению из Крыма в При ...
Кино в становлении духовной культуры русского Дальнего
Востока
Кинематография — "вид искусства и развлечения XX в., представляющий собой "живые картинки", черно-белые или цветные, проецируемые на экран". В декабре 1895 г. братья Люмьер показали парижанам свое удивительное изобрете ...