Структура городов

Страница 2

Внутриквартальная улочка закрывалась калиткой, в месте соединения ее с магистральной улицей сохранились остатки пазов от порогов. Западной стороной квартал примыкал к городской стене, южная стена отделяла его от городской застройки, восточная часть квартала разрушена.

По своей планировке и характеру застройки квартал не отличается от более ранних кварталов VI-VII вв. на Кок-Мардане.

Архаический уклад быта жилых кварталов XIX - начала XX в., по мнению ряда исследователей, не отличался существенно от быта горожан начальных стадий феодализма. Середина I тысячелетия у народов Средней Азии и Казахстана была переломным моментом в переходе от патриархальных семейных общин к малой семье. Для него характерно сложение своего рода переходной формы семьи. Она состояла уже не из трех или более поколений, а из двух. Старшее поколение представлено отцом и матерью, с которыми жили все женатые сыновья.

У полуоседлых и оседлых каракалпаков семейно-родственные группы именовались «коше». Во главе каждой группы стоял старшина - «коше бий» или «коткуда» из числа наиболее богатых или влиятельных стариков. Обычно кош составлял аул, иногда несколько кошей объединялись в более крупные селения, выделяясь в них компактными группами. Семьи совместно пасли скот, вместе отмечали семейные события, сообща выполняли обряды.

Отчетливо прослеживаются семейно-родственные группы у оседлого населения. У таджиков они назывались «кавн» или «каун». Как правило, каждая такая группа проживала в одном квартале. Каждая семья группы владела индивидуальным приусадебным и пахотным участком земли, но все семьи объединялись для пастьбы скота, оказывали друг другу помощь в уборке урожая, в строительстве, вместе справлял и общие и семейные праздники, имели общую мечеть и общее кладбище.

У кочевников и полукочевников наряду с малой семьей появилось и более широкое объединение с признаками экономического и территориального единства. Группы состояли из семей, находившихся в родстве и связанных сознанием общего происхождения. Количество семей в группе колебалось от 2-5 до 10-15. Они кочевали одним аулом, на зимовках селились рядом, скот выпасали совместно, по очереди, практиковали трудовую взаимопомощь, устраивали совместные праздники, совместно готовили ритуальную пищу. Однако каждая семья имела свое тавро для скота.

Население кварталов Кок-Мардана, видимо, составляли семейно-родственные группы. В квартале насчитывается от 4 до 6 домовладений, принадлежащих отдельным родственным семьям.

Обычно семейно-родственные группы имели свои места религиозных культов, кладбища. В Кок-Мардане в квартале «А» отмечена такая культовая постройка.

В городах Южного Казахстана находились храмы и святилища. Значимость их в жизни горожан была различной: некоторые принадлежали жителям квартала, другие - крупным религиозным общинам города.

На Кок-Мардане было раскопано квартальное святилище. Это квадратная в плане однокомнатная постройка размером 4X4 м. Напротив входа в центре стены на высоте 0,5 м от пола находилась прямоугольная ниша, обрамленная налепом в виде рогов барана. Под ней находился подиум с толстым слоем золы. Г-образная суфа шириной 1 м расположена у юго-западной и северо-восточной стен.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...

Город Сосновый Бор и окрестности
Сосновый Бор - один из самых молодых городов Ленинградской области. Он был преобразован из рабочего поселка Сосновый Бор Ломоносовского района Ленинградской области в город областного подчинения 19 апреля 1973 года. Он расположен на южном ...

Народная кухня
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков-старожилов были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Хорошим подспорьем была добыча дичи на охоте, ...