Структура городов

Страница 2

Внутриквартальная улочка закрывалась калиткой, в месте соединения ее с магистральной улицей сохранились остатки пазов от порогов. Западной стороной квартал примыкал к городской стене, южная стена отделяла его от городской застройки, восточная часть квартала разрушена.

По своей планировке и характеру застройки квартал не отличается от более ранних кварталов VI-VII вв. на Кок-Мардане.

Архаический уклад быта жилых кварталов XIX - начала XX в., по мнению ряда исследователей, не отличался существенно от быта горожан начальных стадий феодализма. Середина I тысячелетия у народов Средней Азии и Казахстана была переломным моментом в переходе от патриархальных семейных общин к малой семье. Для него характерно сложение своего рода переходной формы семьи. Она состояла уже не из трех или более поколений, а из двух. Старшее поколение представлено отцом и матерью, с которыми жили все женатые сыновья.

У полуоседлых и оседлых каракалпаков семейно-родственные группы именовались «коше». Во главе каждой группы стоял старшина - «коше бий» или «коткуда» из числа наиболее богатых или влиятельных стариков. Обычно кош составлял аул, иногда несколько кошей объединялись в более крупные селения, выделяясь в них компактными группами. Семьи совместно пасли скот, вместе отмечали семейные события, сообща выполняли обряды.

Отчетливо прослеживаются семейно-родственные группы у оседлого населения. У таджиков они назывались «кавн» или «каун». Как правило, каждая такая группа проживала в одном квартале. Каждая семья группы владела индивидуальным приусадебным и пахотным участком земли, но все семьи объединялись для пастьбы скота, оказывали друг другу помощь в уборке урожая, в строительстве, вместе справлял и общие и семейные праздники, имели общую мечеть и общее кладбище.

У кочевников и полукочевников наряду с малой семьей появилось и более широкое объединение с признаками экономического и территориального единства. Группы состояли из семей, находившихся в родстве и связанных сознанием общего происхождения. Количество семей в группе колебалось от 2-5 до 10-15. Они кочевали одним аулом, на зимовках селились рядом, скот выпасали совместно, по очереди, практиковали трудовую взаимопомощь, устраивали совместные праздники, совместно готовили ритуальную пищу. Однако каждая семья имела свое тавро для скота.

Население кварталов Кок-Мардана, видимо, составляли семейно-родственные группы. В квартале насчитывается от 4 до 6 домовладений, принадлежащих отдельным родственным семьям.

Обычно семейно-родственные группы имели свои места религиозных культов, кладбища. В Кок-Мардане в квартале «А» отмечена такая культовая постройка.

В городах Южного Казахстана находились храмы и святилища. Значимость их в жизни горожан была различной: некоторые принадлежали жителям квартала, другие - крупным религиозным общинам города.

На Кок-Мардане было раскопано квартальное святилище. Это квадратная в плане однокомнатная постройка размером 4X4 м. Напротив входа в центре стены на высоте 0,5 м от пола находилась прямоугольная ниша, обрамленная налепом в виде рогов барана. Под ней находился подиум с толстым слоем золы. Г-образная суфа шириной 1 м расположена у юго-западной и северо-восточной стен.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Происхождение пассинарности с точки зрения социопатологии
Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах з ...

Строительство главной линии обороны
Причины укрепления крепости 5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, юж ...

Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа. В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...