Развитие этнографических знаний в России

Страница 3

С конца XIX в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций — Вс. Миллер).

С начала XX в. Значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1—4, 1903—11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание «Россия» (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899—1914).

Накануне Октябрьской революции 1917 г. Общая картина состояния этнографии в теоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).

Октябрьская революция 1917 г. Создала новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной этнографии, определяющую роль в послереволюционных этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советского многонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 г. Была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 г. На её базе — институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924—1935 гг.), одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 г. Был создан журнал «Этнография» (с 1931 г. — «Советская этнография»). Для координации работ в области этнографии и смежных дисциплин в 1933г. Был организован институт антропологии, археологии и этнографии в Ленинграде, в 1937 г. На его основе — Институт этнографии АН СССР.

В послереволюционной этнографии наметилась тенденция формирования историко-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П. И. Кушнер, В. К. Никольский). В конце 20 — начале 30-х гг. в советской этнографии и большинстве других гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить марксистские принципы. Теоретическую базу научных исследований советских этнографов составили ленинские работы по национальному вопросу, об общественных укладах и некапиталистическом пути развития отсталых народов, о национальной культуре и её классовом содержании.

Этнографические работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формах патриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилось сравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата, военной демократии и т. Д.

В 50—70-е гг. XX в. Этнографические исследования развёртываются как в институте этнографии АН СССР, так и в многочисленных научных учреждениях, высших учебных заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два основных направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этнографическое изучение народов мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Дружба народов
Многонациональная Астраханская область всегда умела находить общий язык со своими ближайшими соседями. Для современной России это умение стало еще и политически важным, так как зачастую российскую делегацию в странах-соседях представляют ...

Промыслы
Переславская вышивка Вышивка - один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. На протяжении многих веков вышивкой украшали разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Ткать и вышивать умела в прошло ...

Свершен бысть град Владимир
Так было всегда: старое в городе ценили и берегли, гордились им и приумножали его красоту. Из поколения в поколение ис­тория передавала свои реликвии, доводя их звучание до символов. Старый Владимир в этом отношении не исключение. Есть с ...