Ненецкие игры
Истоки национальной культуры
История культуры на Ямале берет свое начало с первого появления здесь человека. Исследования ряда ученых показывают, что поселения первых его жителей существовали за 8 тысячелетий до н.э. Одним из ценнейших археологических памятников – ярким свидетелем древних обитателей Ямала – является городище (жертвенное место) Усть-Полуй, отражающее культурный срез I века до н.э. Зооморфные изображения на кости и металле этой древней культуры нашли особое уважение у ценителей архаичного искусства. Вместе с тем, важной составляющей в развитии ямальской культуры как системообразующего явления стала деятельность отца Иринарха (в миру Ивана Семёновича Шемановского) уже в наше новое время.
Будучи настоятелем Обдорской духовной миссии с 1897 по 1910 годы, Иван Шемановский стал вдохновителем и организатором открытия в Обдорске (ныне Салехарде) миссионерского братства, которое сыграло большую роль в культурной жизни обдорян.
В связи с установлением на Российском Севере Советской власти приходит и государственное регулирование сферы культуры. В прошлом веке её появление было аргументировано необходимостью пропаганды идеалов нового зарождающегося строя и его сохранения. В 1945 году в округе впервые появился орган исполнительной власти, отвечающий за развитие отрасли.
С распадом Советского Союза и обретением Россией суверенитета сменились акценты государственной политики в русле демократических преобразований. Ямал со всей Россией стал открыт перед миром, почувствовав на себе груз проблем 90-х годов и новых возможностей зарождающегося третьего тысячелетия.
Сегодня важная роль отводится поддержке этнических общностей и культур как основам государственного федерализма. Региональными органами власти уделяется этому особое внимание, оказывая поддержку в рамках развития важных направлений отрасли, где особую актуальность приобретают вопросы сохранения и развития культуры, а также вопросы информатизации и внедрения новых технологий деятельности.
Первые источники, в которых встречаются упоминания о ненцах - русские летописи конца XI века н.э. С той поры ненцы являются постоянными персонажами писаной истории. Первый цельный образец ненецкого фольклора "Вада хасово" был опубликован И. Фатером в Санкт-Петербурге в 1787 году. Это послужило началом его более или менее систематического собирания и изучения. За два с лишним века был собран материал, позволяющий с той и иной степенью глубины и достоверности изучать и сюжетный состав, и поэтический строй, и отражение тех или иных социальных явлений в нем.
Фольклор и фольклористика
Велико значение игр в воспитании детей. Можно сказать, что игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Похожие материалы:
Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и
постсоветской истории
С приходом к власти партии большевиков календарные и религиозные обряды оказались в состоянии блокирования и запрета. Развернувшаяся под руководством партийных органов антирелигиозная пропаганда была направлена на воспитание у населения а ...
Свенский моностырь
Вниз по течению Десны, в четырех километрах от Брянска, в селе Супонево, расположен бывший Свенский монастырь, один из самых древних и известных монастырей России. Трудно себе представить путешественника, который не остановился бы здесь, ...
Обряды и обычаи цыган
Свадебные обычаи и обряды.
Обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, с ...