Ненецкие игры
Истоки национальной культуры
История культуры на Ямале берет свое начало с первого появления здесь человека. Исследования ряда ученых показывают, что поселения первых его жителей существовали за 8 тысячелетий до н.э. Одним из ценнейших археологических памятников – ярким свидетелем древних обитателей Ямала – является городище (жертвенное место) Усть-Полуй, отражающее культурный срез I века до н.э. Зооморфные изображения на кости и металле этой древней культуры нашли особое уважение у ценителей архаичного искусства. Вместе с тем, важной составляющей в развитии ямальской культуры как системообразующего явления стала деятельность отца Иринарха (в миру Ивана Семёновича Шемановского) уже в наше новое время.
Будучи настоятелем Обдорской духовной миссии с 1897 по 1910 годы, Иван Шемановский стал вдохновителем и организатором открытия в Обдорске (ныне Салехарде) миссионерского братства, которое сыграло большую роль в культурной жизни обдорян.
В связи с установлением на Российском Севере Советской власти приходит и государственное регулирование сферы культуры. В прошлом веке её появление было аргументировано необходимостью пропаганды идеалов нового зарождающегося строя и его сохранения. В 1945 году в округе впервые появился орган исполнительной власти, отвечающий за развитие отрасли.
С распадом Советского Союза и обретением Россией суверенитета сменились акценты государственной политики в русле демократических преобразований. Ямал со всей Россией стал открыт перед миром, почувствовав на себе груз проблем 90-х годов и новых возможностей зарождающегося третьего тысячелетия.
Сегодня важная роль отводится поддержке этнических общностей и культур как основам государственного федерализма. Региональными органами власти уделяется этому особое внимание, оказывая поддержку в рамках развития важных направлений отрасли, где особую актуальность приобретают вопросы сохранения и развития культуры, а также вопросы информатизации и внедрения новых технологий деятельности.
Первые источники, в которых встречаются упоминания о ненцах - русские летописи конца XI века н.э. С той поры ненцы являются постоянными персонажами писаной истории. Первый цельный образец ненецкого фольклора "Вада хасово" был опубликован И. Фатером в Санкт-Петербурге в 1787 году. Это послужило началом его более или менее систематического собирания и изучения. За два с лишним века был собран материал, позволяющий с той и иной степенью глубины и достоверности изучать и сюжетный состав, и поэтический строй, и отражение тех или иных социальных явлений в нем.
Фольклор и фольклористика
Велико значение игр в воспитании детей. Можно сказать, что игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Похожие материалы:
Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды).
Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...
Всеобщие духи
Для ненцев Вселенная делиться на три мира, населённых людьми, животными и различными божествами-духами, - Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир (Нув, няны) состоит из семи слоёв; восьмой и девятый слои представляют собой бесконечное про ...
История освоения Урала русскими людьми
История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно ...