Этногеография племен «Повести временных лет»

Страница 2

Все это говорит о том, что полочан, как одного из древнерусских племен, по-видимому, никогда не существовало. В XI-XII вв. Так называли жителей Полоцка и его земли, точно так же ,как население Новгородской земли и Новгорода Великого называли новгородцами. «Слово о полку Игореве» говорит о курянах –жителях Курска. Эти термины относятся к новому ,территориальному делению русского населения, которое повсеместно стало вытеснять старое, племенное деление.

Интересно, что в древних летописных сводах, предшествующих «Повести временных лет», восстанавливаемых А.А.Шахматовым, полочане вовсе не фигурируют.

Вероятно, что именно составитель «Повести .», которая создавалась в Киеве, причислил жителей Полоцка-полочан-к числу северных древнерусских племен, допустив, таким образом, существенную ошибку.

Как известно, Н.П.Барсов – автор исторической географии, склонялся к мысли, что полочане являются «разветвлением кривичей, назвавшихся по имени реки Полоты».

Когда-то в VII в. на Волыни, по Бугу и в Северном Прикарпатье обитало древнее племенное объединение – дулебы. Они подвергались нападениям со стороны аваров, которые всячески «мучаху дулебы». Дулебы были известны и в последующие столетия. В летописи они упоминаются в последний раз в рассказе о походе Олега на Царьград в 907 г. Как участники этого похода. В начале X в. о дулебах было извествно в арабских странах. Масуды упоминают «племя, называемое дулаба, царь же их называется Ванд-Слава».

Н.П.Барсов полагал, что волыняне назывались по названию города Велыня или Волыня, а бужане – по названию Буга, но вернее от города Бужьска, как полочане от Полоцка, смоляне от Смоленска, куряне от Курска и т.п.

Проникнуть в тайны племен «Повести временных лет» не раз пыталась лингвистическая наука. Выше шла речь о том, что между диалектами восточнославянских языков и племен Начальной летописи намечаются какие-то связи.

Однако карта современных диалектов восточнославянских языков оказалась далеко не соответствующей карте летописных племен. За 800-900 лет, которые отделяют одну карту от другой, в среде восточного славянства произошли огромные изменения: возникли славянские нации, русская, украинская и белорусская, расширилась территория, занятая славянством, были поглощены славянами некоторые поволжские и ,вероятно, подонские неславянские племена ; не раз происходили значительные передвижения внутри самой восточнославянской массы. Поэтому исторические выводы лингвистики далеко еще не решают вопроса о летописных племенах, тем более, что они долгое время шли по путям, указанным индоевропейской теорией.

Диалекты восточнославянских языков восходят к трем основным группам: северной, средней и южной. Но распределение племен «Повести временных лет» среди этих групп вызывает в среде ученых значительные разногласия. По мнению А.И.Соболевского, первую группу составляли кривичи и новгородцы, вторую –дреговичи, вятичи, северяне и , по-видимому, поляне; к третьей группе им была отнесена юго-западная группа племен.

Некоторый свет на картину этнического состава древнего славянского населения Восточной Европы могла бы пролить, вероятно, антропологическая наука, если бы среди подавляющего большинства славянских племен не был распространен обряд сожжения умерших, доживший до X-XII вв. и лишивший, таким образом, антропологов необходимого им материала. Что же касается антропологических данных, относящихся к последующим столетиям – к XI-XIV , то на их основании представить картину древнего славянства пока что затруднительно. Следует лишь отметить, что антропологическая наука еще в конце XIX в. решительно протестовала против антропологического единства древнего славянства, указывая, что славяне сложились из целого ряда различных расовых типов. В настоящее время антропологическая наука дает еще более детальную классификацию восточного славянства XI-XIV вв., обещающую в дальнейшем дать некоторый материал и для изучения древних племен.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Город Сосновый Бор и окрестности
Сосновый Бор - один из самых молодых городов Ленинградской области. Он был преобразован из рабочего поселка Сосновый Бор Ломоносовского района Ленинградской области в город областного подчинения 19 апреля 1973 года. Он расположен на южном ...

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...

Символ Северной Ирландии
Нет уважающего себя ирландца, который не носил бы на одежде в день Святого Патрика трилистник. Куда бы ни занесла судьба ирландцев, они всегда верны Родине. Маленькие букетики трилистника, отправляемые самолетами из Ирландии ко Дню незави ...