Этногеография племен «Повести временных лет»

Страница 1

Автор древнерусской летописи «Повести временных лет», рассказывая о событиях IX столетия, обрисовывает их на фоне широкой этнографической картины Восточной Европы. Летописец прекрасно знает страну, расположение ее рек и озер, городов и торговых путей. Хорошо знает автор «Повести» и население страны. Ему известны названия и местоположение множества племен, славянских и неславянских, обитавших на огромных пространствах в бассейне Днепра и Волги. Летописец четко различает при этом славянские племена, говорящие по –славянски, от иных «языцей», а также восточнославянские племена- от «ляхов», т.е. славян западных. Автор «Повести временных лет» пишет о единстве славянского языка и славянской грамоты, возвращаясь к этой теме не один раз и подчеркивая тем самым мысль о единстве русской земли.

«Се бо токмо словенеск язык в Руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, север, бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне». Они же назывались в древности дулебами. Здесь же в числе восточных славян названы уличи, тиверцы и хорваты, далее - радимычи и вятичи, происходящие якобы « от ляхов», наконец, на севере «на верх Волги, и на верх Двины и на верх Днепра» кривичи, «их же град есть Смоленск ». Всего, таким образом, летописец называет тринадцать восточнославянских племен.

Кроме русской летописи, составленной в начале XI в., известия о восточнославянских племенах имеются в более древнем источнике – сочинении компетентного византийского автора середины X в. Константина Багрянородного.

Еще раньше, в конце IX в., о древнерусских племенах писал неизвестный западноевропейский автор – Географ Баварский.

Наконец, отдельные упоминания о восточнославянских племенах имеются в известиях арабских авторов IX-X вв. Однако Приводимые ими наименования племен, за исключением двух-трех случаев - не могут быть связаны с племенами русской летописи и до сих пор представляют собой загадку.

Многие племена «Повести временных лет»- это, несомненно ,обширные племенные объединения, восходящие к первобытной эпохе, когда « живяху каждо со своим родом и на своих местех, владеюще каждо родом своим». Из контекста летописи с достаточной отчетливостью вытекает, что эти племенные группировки являлись отнюдь не эфемерными образованиями, а такими, которые существовали, вероятно, многие и многие столетия. Очень часто, называя то или другое племя, летопись употребляет его наименование как бы в этническом смысле. Имена таких племен сохранялись продолжительное время, после того как их политическая самостоятельность и социальная структура были нарушены. К ним относятся, прежде всего кривичи, сидящие «на верх Волги и на верх Двины и на верх Днепра». Они были известны Константину Багрянородному. В летописи их наименование фигурирует вплоть до 1162 г. Наименование «кривичи» упрочилось в литовском языке для обозначения всех восточных славян - kreews.

То же самое можно сказать о вятичах - восточнославянском племенном объединении, упорно не желавшем подчиниться власти киевского князя и долго сохранявшем древние нормы жизни и свое наименование ( по 1197 г.).

Но далеко не все «племена» являлись именно такими объединениями. На первых страницах «Повести временных лет» наряду с ними перечислены образования и совершенно иного характера- вновь возникшие территориальные объединения, появившиеся, однако, не столько в результате расселения славян, как полагал С.М.Середонин, сколько вследствие распада у восточных славян первобытнообщинного строя. Ярким примером в этом отношении являются полочане - на первый взгляд, одно из древнерусских племен, фактически же одно из новых территориальных объединений.

Если попытаться выделить из «Повести временных лет» части северного новгородского происхождения, то окажется, что полочане в этих отрывках не представлены. В легенде о призвании варягов, имеющей, несомненно, северное происхождение, где перечисляются все северные племена: славене, кривичи, чудь и меря, полочане не упоминаются. В рассказе о походе Олега на Киев в 882 г. В Лаврентьевском списке перечислены варяги, чудь, меря, «и все кривичи». Полочане в перечне отсутствуют. В том же году, идя в Киев, Олег установил дань северным племенам: словенам, кривичам и мери ; полочане среди них не упоминаются. В описании похода Олега «на Грекы» в 907 г. Перечислены варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, вятичи, хорваты, северяне, дулебы и тиверцы, «си вси звахуться от Грьк Великая Скуфь»; полочане в перечне не фигурируют. В то же время, когда Олег установил в Царьграде «уклады на рускыа грады», то в перечне городов значится и Полоцк, жители которого, по-видимому, в походе участвовали. Полочане не упоминаются и в описании похода Игоря на Царьград в 944 г. Там участвовали варяги, русь, поляне, «словене и кривичи», тиверцы и печенеги.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...

Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного ...

Красноярский парк флоры и фауны "Роев ручей"
Парк флоры и фауны «Роев ручей» - один из крупнейших зоопарков Сибири, расположенный в живописных окрестностях Красноярска, рядом с заповедником «Столбы». «Роев ручей» - одна из «визитных карточек» Красноярска. А «визитная карточка «Роев ...