Коряки
Осёдлые коряки имели особые зимние и летние жилища. Зимою они жили в полуземлянках, с входным отверстием наверху, которое одновременно служило и дымоходом. В таких землянках жило по нескольку семей ближайших родственников. Летом они селились в конусообразных балаганах, которые строились на высоких столбах и крылись травой. Каждая семья имела свой балаган. Эти же балаганы служили складами, где зимой хранилась заготовленная летом юкола.
Питались коряки рыбой, мясом оленей, горных баранов, морских млекопитающих, собирали кедровые орехи, ягоды, некоторые виды съедобных корней.
Они пользовались глиняной, берестяной и кожаной посудой, плели из травы циновки, корзины, мешки для хранения запасов кедровых орехов, ягод, кореньев съедобных растений.
Основной общественной единицей коряков была большая патриархальная семья с сохранившимися пережитками материнского рода. У коряков такой хозяйственной и общественной единицей была стойбищная община, объединявшая ближайших родственников, – патриархальная семья. «В одном месте юрты по четыре и по пяти бывают, но больше по одной», – отмечал С.П. Крашенинников. У осёдлых коряков это была группа родственников (большая патриархальная семья), объединённых вокруг основного средства охоты – байдары, – байдарная община. Члены такой общины жили в одной полуземлянке. «Начальных людей у них прежде не бывало, но кто в котором роду оленями богат, тот в том роду и начальствовал…». Как видно имущественное неравенство на почве владения оленями у коряков зашло далеко. «У жён и детей особливые табуны». У них уже сложились зачатки патриархального рабства. Рабами были иноплеменники.
У коряков практиковалось многожёнство, особенно среди богатых. «…Жён имеют по две и по три, и содержат их по разным местам, дав пастухов и табуны особливые». «…Жён берут наиболее из своего роду». За невесту отрабатывали по три-пять лет.
В основе религиозных представлений коряков лежал анимизм. Они одухотворяли явления природы. Приносили жертвы «духам» гор, рек, моря и т.п., чтобы вызвать с их стороны благодеяние в виде удачливой охоты, промысла, благополучия. Были у них и шаманы, которые при помощи игры в бубен вызывали «духов-помощников» и с их помощью вели борьбу со злыми духами. Среди осёдлых коряков были шаманы, которые «почитались за лекарей». Однако больных они «лечили» только игрой на бубне, якобы «отгоняя духов» болезни.
Вместе с тем коряки, как и чукчи, имели много практических навыков, связанных с охотой, рыболовством, со знанием местных природных условий, их особенностей. Их жилища, одежда, средства передвижения, орудия труда и оружие были хорошо приспособлены к суровой природе и представляли собой весьма совершенные изобретения, какие только можно было сделать в этих условиях. Поражает их удивительное умение использовать рационально все продукты оленеводства, морского промысла, рыболовства, окружающей скудной растительности.
В данном труде коллектива учёных под руководством Алексея Петровича Окладникова впервые обобщаются разрозненные данные по истории Сибири, начиная с древнейших времён до наших дней. Впервые «История Сибири» была издана в пяти томах в 1969 году.
Народы Сибири внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история – нераздельная и существенная часть всемирной истории человечества.
Включение Сибири в состав России имело свои глубокие причины и соответствовало исторически складывавшейся необходимости.
Похожие материалы:
Тенденции изменения сезонных праздников Японии в перспективе
Большинство сезонных праздников воспринимается в наши дни уже иначе, чем много лет назад. Истоки начинают забываться, с переносом дат проведения празднований теряется смысл. Поколения сменяют друг друга, время идёт вперёд, и люди меняются ...
История Крыма
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И. Бунин
История Крыма — это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, татар и запорожцев, церкви пер ...
Покров Пресвятой Богородицы (Покров день)
Народное название праздника православной церкви – Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине 10 века в царст ...