Деревообделочные промыслы в деревне
Плотничество
Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русский человек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать. Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезного действия и являлись как лесорубным, так и плотничным инструментом. Пила и долото в зодчестве деревни не употреблялись. Широкое применение в обработке дерева находило тесло — нечто вроде железной мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду, лодку, корыто.
Прядение
Важнейшей отраслью домашнего производства было изготовление тканей. Лен и конопля были распространены повсеместно. Овечья шерсть также была вполне доступным сырьем. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное (из розового шифера) колечко — «пряслень».
Ткачество
Пряжу ткали на ткацком стане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой или набойкой. Конструкция ткацкого стана дожила в глухих углах почти до наших дней; судя по лингвистическим данным, в этом виде ткацкий стан существовал еще до эпохи Киевской Руси. К древней терминологии ткацкого дела относятся слова: ткать, сновать, основа, уток, бердо, вратило, кросно, мотовило и др. Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно, в каждой избе. Можно предположить, что изготовление ткацких станов производилось не каждым сельским жителем для себя, а было делом особых мастеров.
Похожие материалы:
Всеобщие духи
Для ненцев Вселенная делиться на три мира, населённых людьми, животными и различными божествами-духами, - Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир (Нув, няны) состоит из семи слоёв; восьмой и девятый слои представляют собой бесконечное про ...
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Миграция населения города Омска
Омская крепость в первые годы своего существования была населена исключительно военными людьми, составляющими ее гарнизон. Согласно переписи 1725 г., здесь числилось 992 человека "мужеского пола". Женский пол не учитывался и был ...