Обряд очищения

Универсальным средством снятия полученной сакральной нечистоты было очищение. «Нечистоту» снимают металлические предметы. К железным предметам нечистота не приставала. Наоборот, прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы для очищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайника или ведра. Однако перешагивать через железные предметы женщина не должна была ни в коем случае.

Мужчины носили кольца на пальцах именно с целью защитить себя от «нечистых» предметов. Средством для удаления «нечистоты» является окуривание или очищение. Многие исследователи описывали этот обряд и его атрибуты. Для обряда очищения необходимо заранее заготовить настой чаги. Предварительно чагу измельчают, сжигают, и в горячем виде бросают в сосуд с водой, растворяют, настаивают. Для очищения настоем брызгают на чугунную сковороду.

Каждая женщина в сумочке имеет очищающий предмет. Это может быть кусочек бобровой или выдровой шкурки, высушенная и вывернутая жировая кишка дикого оленя или внутреннее сало оленя, косточка бобра или выдры. При камланиях очищающим предметом может служить прозрачный жёлтый камушек. У ненцев существует несколько видов очищения:

Ежемесячное и предродовое, после похоронное, перед отъездом на священное место.

1. Обряд очищения перед поездкой на священное место.

Перед выездом нарты окуривались, под каждой нартой женщина держала жестянку с дымящимся оленьим салом, каждый должен был сидеть на нарте, держа хорей в руке, как в пути. Участники погребального обряда, не прошедшие обряд очищения, не могут посещать святилище. Этот запрет действует и во время траура.

2. Очищение после погребального обряда.

Все участники этот обряда считаются нечистыми, так как они отправляли покойного в Нижний мир. После кладбища они останавливаются недалеко от чума, к ним выходит женщина с заранее заготовленным настоем чаги. Распрягаются олени, к ним нечистота нее пристаёт, однако упряжь требует очищения. Женщина обрызгивает всем лица, руки, одежду настоем чаги. Затем очищаются посредством сожженной на чугунной сковороде или на железной пластине кусочек шкурки бобра или шерсть с внутренним салом дикого оленя. Все сидят на нарте, под которой стоит пластина, либо проходят над ней, поднимая одну и другую ногу; очищение наступает только после того, как дым проведут перед глазами. Только после этой процедуры можно заходить в чум, касаться вещей, людей.

3. Послеродовое или ежемесячное очищение женщин, девушек.

Настоем чаги, паром, помещённым под постель, очищают детей, люльку. Настоем чаги моют детям лицо, руки, в последнюю очередь тоже настоем чаги женщина очищает себя, моет лицо и руки. Затем обрызгивает чум, постель. Мужчины окуривают женские нарты, к которым ветер мог унести нечистый мусор. После очищения женщина зимой может употреблять в пищу осетра в мороженом виде, но при этом чистить, и разделывать рыбу положено только вдоль.

Окуривание практиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины – ненки в мешочке был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения кусочка жира оленя. Наступит женщина нечаянно на что-нибудь нечистое, и сразу же очищает эту вещь, опалив кусочек жира.

К примеру женщине нельзя было наступать на доски пола.

Похожие материалы:

Складывание турецкой национальности
Наметившиеся уже во второй половине XVI-гo века признаки внутреннего упадка Турции, к середине XVII-гo века вполне явственно проявились во всех областях экономического, финансового, государственного управления и военного дела. Угроза полн ...

Новый план
К 1879 году Новая слободка почти полностью застроилась до линии современной Невельской улицы, возникла необходимость дальнейшего роста. Весной этого года произошло несколько опустошительных пожаров во всех частях города, после чего была п ...

Свадебный обряд
Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйствен ...