Этнокультурное образование

В 2006 г. в соответствии с Программой реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006—2010 гг. продолжалась работа по развитию национальной системы образования как важнейшего института сохранения и развития этнических культур и межнационального согласия. В этой связи, хотелось бы обратить внимание на специфические образовательные (просвещенские) аспекты как тематического, так и хронологического характера - управление, содержание учебных заведений, обеспечение их педагогическими кадрами и др. Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных языков в форме предмета, через факультативы и кружки. В 2006-2007 учебном году в области функционирует 179 образовательных учреждений, в которых обучались 7416 учащихся.

Из них в 118 общеобразовательных школах (в т.ч. 47 основных, 47 средних и 24 начальных школах) с общим контингентом 6273 учащихся родной язык изучается как предмет. Всего же по области в 2005-2006 учебном году татарский язык изучался в 79 образовательных учреждениях (5130 учащихся), расположенных в 25 районах и городах области. Башкирский язык изучают 1402 учащихся в 47 образовательных учреждениях (в 10 районах области), 935 учащихся изучают казахский язык в 33 образовательных учреждениях (10 районов), мордовский изучают 112 учащихся в 3 образовательных учреждениях (3 района), 78 учащихся изучают чувашский язык в 4 образовательных учреждениях (3 района), еврейский язык — 80 учащихся в школе «ОР-Авнер» и польский язык изучают 87 учащихся в лицее № 5 г. Оренбурга.

Изучение родных языков осуществляется также через систему курсов, которые организуются национально-культурными объединениями области. В этом плане показательна деятельность Оренбургского областного общества немцев «Видергебурт», под эгидой которого функционирует целая сеть курсов изучения немецкого языка по 17—18 человек в каждой. В Оренбургском центре немецкой культуры работают 20 взрослых и 3 детских группы по изучению немецкого языка. Показателем качества изучения родного языка являются ежегодные предметные олимпиады для старшеклассников школ с этнокультурным компонентом. Реализация этнокультурного образования требует соответствующего кадрового обеспечения. Подготовка учителей родного языка ведется в Оренбургском государственном педагогическом университете и педагогическом колледже № 3, в Орском педагогическом колледже.

В 2005 г. Оренбургский педагогический университет выпустил 12 учителей башкирского и 7 учителей татарского языков, а Оренбургский педколледж

№ 3 выпустил 4 учителей татарского и 6 учителей башкирского языков. Орский педколледж выпустил 4 учителей казахского языка. Вопросы трудоустройства по-прежнему стоят очень остро.

Повышению качества профессиональной деятельности учителя способствует деятельность Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. Для организации деятельности учащихся по изучению национально-культурного наследия народов Оренбуржья в Оренбургском Дворце творчества детей и молодежи функционирует сектор национальной культуры, который стал методическим центром для педагогов области, занимающихся проблемами этнической культуры, истории и этнографии.

Таким образом, национально-культурные объединения совместно с органами образования должны оказать необходимую помощь и поддержку оренбуржцам, желающим изучать родные языки.

Похожие материалы:

Брянск
Первое летописное упоминание о Брянске относится к 1146 году, но основан город был раньше. Проживавшее здесь в древности воинственное племя вятичей отказывалось платить дань киевским князьям, и последние для утверждения своей власти в X в ...

Отношения между родителями и детьми в хакасской семье
Отношения между родителями и детьми, как имущественные, также личные отношения, пронизаны патриархальными порядками. Семейные отношения хакасов строятся по принципу полного подчинения младших старшему. Дети (палалар) полностью зависят от ...

Саратовская губерния
В 1780 году было учреждено Саратовское наместничество в составе девяти уездов (Саратовский. Хвалынский. Вольский, Кузнецкий, Сердобский. Аткарский, Петровский, Балашовский и Камышинский), со 2 апреля 1782 года преобразованное в губернию. ...