Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения

Страница 1

В информировании читателей о краеведческой литературе используются все формы этой работы – индивидуальные, групповые, массовые. Осуществляется эта работа на общих для информационно-библиографической деятельности методических основах и направлена на удовлетворение как профессиональных, так и общеобразовательных потребностей читателей. В практике краеведческой работы массовых библиотек такие мероприятия, как циклы выставок, лекции, беседы, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой происходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами

Важно, чтобы при организации выставок-просмотров, Дней информации, при составлении бюллетеней новых поступлений была представлена и краеведческая литература в виде специальных разделов выставки или подразделов, если речь идет об отраслевом принципе раскрытия фонда, в виде обзоров, разделов поступления новых поступлений, библиографических списков и т.д. Разумеется, все эти мероприятия, и пособия могут быть полностью посвящены краеведческой литературе, адресованной читателям, широко использующим краеведческие издания в своей профессиональной деятельности.

В практику краеведческой работы массовых библиотек давно и прочно вошли циклы выставок, лекций, бесед, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой на смену случайным эпизодическим мероприятиям приходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами. Эффективной формой пропаганды краеведческой литературы оказались, как показывает практика, Всесоюзные заочные читательские конференции, рассчитанные на длительное время и объединяющие многие пути и методы рекомендации книги (выставки, вечера, устные журналы, читательские конференции и т.д.), они способствуют созданию системы в пропаганде краеведческой литературы.

В поисках новых путей пропаганды краеведческих материалов массовые библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно.

Библиотеки, обслуживающие небольшие территории, часто являются центрами краеведческого движения в организации народных музеев, сборе материалов о своем селе, районе, в создании летописи города, села, района, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми и т.д.

Важно, чтобы при этом библиотеками не был забыт основной материал, с которым они должны работать, – литература (списки литературы, ссылки на нее в альбомах, летописях, подборки, выставки литературы к занятиям кружков, к вечерам-встречам). Следует иметь ввиду, что литература содержит сведения, являющиеся отправной точкой для краеведческого поиска, составления маршрутов для краеведческих экспедиций по родному краю.

Особая роль в пропаганде краеведческих знаний отводится детским библиотекам. Детская библиотека способствует духовно-нравственному воспитанию юных читателей, так как, привлекая к чтению детей и молодежь, они преследуют цели сохранения духовного наследия, бережного отношения к Родине, в том числе «малой».

Краеведческое воздействие местной детской библиотеки усиливается при оформлении помещений предметами быта, украшением стен картинами местных художников, по возможности, художественным раскрашиванием стен детской библиотеки. Оформить интерьер детской библиотеки в местном колорите можно с помощью читателей и их родителей. Они могут подарить библиотеке старинную прялку, самовар или бабушкины вышитые рушники и множество других старинных предметов. Дух краеведения может пронизывать всю наглядную часть деятельности детской библиотеки: проявляться в оформлении краеведческих каталогов, объявлений, афиш, планов библиотеки и библиотечных стеллажей. Следует широко использовать средства визуальной символики. Например, в детских библиотеках Орла – это символический образ Дедушки-Краеведушки, знатока и любителя края. Его изображение присутствует на рекламных краеведческих буклетах и купонах-заявках участников областных краеведческих праздников, на проспектах книжных выставок, на стеллажах с книгами и на краеведческих библиографических пособиях для детей.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Майкопская археологическая культура
Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры ...

Символ Северной Ирландии
Нет уважающего себя ирландца, который не носил бы на одежде в день Святого Патрика трилистник. Куда бы ни занесла судьба ирландцев, они всегда верны Родине. Маленькие букетики трилистника, отправляемые самолетами из Ирландии ко Дню незави ...

Семантика мужских неканонических имён
Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни - значит сделать мир осмысленным. А.Ф. Лосев Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена встречаются м ...