Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения

Страница 1

В информировании читателей о краеведческой литературе используются все формы этой работы – индивидуальные, групповые, массовые. Осуществляется эта работа на общих для информационно-библиографической деятельности методических основах и направлена на удовлетворение как профессиональных, так и общеобразовательных потребностей читателей. В практике краеведческой работы массовых библиотек такие мероприятия, как циклы выставок, лекции, беседы, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой происходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами

Важно, чтобы при организации выставок-просмотров, Дней информации, при составлении бюллетеней новых поступлений была представлена и краеведческая литература в виде специальных разделов выставки или подразделов, если речь идет об отраслевом принципе раскрытия фонда, в виде обзоров, разделов поступления новых поступлений, библиографических списков и т.д. Разумеется, все эти мероприятия, и пособия могут быть полностью посвящены краеведческой литературе, адресованной читателям, широко использующим краеведческие издания в своей профессиональной деятельности.

В практику краеведческой работы массовых библиотек давно и прочно вошли циклы выставок, лекций, бесед, краеведческие чтения, проводимые с определенной периодичностью и по определенной программе, то есть такая организация работы, при которой на смену случайным эпизодическим мероприятиям приходит последовательное и всестороннее раскрытие важнейших краеведческих тем в их взаимосвязи с общегосударственными проблемами. Эффективной формой пропаганды краеведческой литературы оказались, как показывает практика, Всесоюзные заочные читательские конференции, рассчитанные на длительное время и объединяющие многие пути и методы рекомендации книги (выставки, вечера, устные журналы, читательские конференции и т.д.), они способствуют созданию системы в пропаганде краеведческой литературы.

В поисках новых путей пропаганды краеведческих материалов массовые библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно.

Библиотеки, обслуживающие небольшие территории, часто являются центрами краеведческого движения в организации народных музеев, сборе материалов о своем селе, районе, в создании летописи города, села, района, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми и т.д.

Важно, чтобы при этом библиотеками не был забыт основной материал, с которым они должны работать, – литература (списки литературы, ссылки на нее в альбомах, летописях, подборки, выставки литературы к занятиям кружков, к вечерам-встречам). Следует иметь ввиду, что литература содержит сведения, являющиеся отправной точкой для краеведческого поиска, составления маршрутов для краеведческих экспедиций по родному краю.

Особая роль в пропаганде краеведческих знаний отводится детским библиотекам. Детская библиотека способствует духовно-нравственному воспитанию юных читателей, так как, привлекая к чтению детей и молодежь, они преследуют цели сохранения духовного наследия, бережного отношения к Родине, в том числе «малой».

Краеведческое воздействие местной детской библиотеки усиливается при оформлении помещений предметами быта, украшением стен картинами местных художников, по возможности, художественным раскрашиванием стен детской библиотеки. Оформить интерьер детской библиотеки в местном колорите можно с помощью читателей и их родителей. Они могут подарить библиотеке старинную прялку, самовар или бабушкины вышитые рушники и множество других старинных предметов. Дух краеведения может пронизывать всю наглядную часть деятельности детской библиотеки: проявляться в оформлении краеведческих каталогов, объявлений, афиш, планов библиотеки и библиотечных стеллажей. Следует широко использовать средства визуальной символики. Например, в детских библиотеках Орла – это символический образ Дедушки-Краеведушки, знатока и любителя края. Его изображение присутствует на рекламных краеведческих буклетах и купонах-заявках участников областных краеведческих праздников, на проспектах книжных выставок, на стеллажах с книгами и на краеведческих библиографических пособиях для детей.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Стефан Егорович Зверев
Мурзина Вероника (Х1 класс) Стефан Егорович Зверев. Стефан Егорович Зверев родился в 1861 году. Точное место его рождения не установлено: по одной версии, он родился в Москве, по другой – в подмосковной деревне. В раннем детстве он ...

Декоративно-прикладное искусство
Великоустюгская (северная) чернь Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко[10]. Чер ...

Традиционный быт удмуртской семьи
Жилище.Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться ...