Римско-католический костел

Страница 2

Жило в монастыре и много опальных священников, присланных сюда на послушание из Москвы и Петербурга.

Римско-католический костел так выглядит до реставрации костел сегодня

Наиболее декорирован главный фасад, завершенный треугольным фронтоном, карнизами с зубцами и короткими модульонами. Широкое среднее крыло фасада занято парадной композицией главного портала. Пилястры обработаны каннелюрами. Проемы круглых и овальных окон подчеркнуты массивными изогнутыми сандриками. Окна боковых фасадов увенчаны сложными сандриками, раскрепованными по трем филенчатым выступам.

Купольный восьмерик обработан по углам плоскими изгибающимися пилястрами. Оконные обрамления завершаются прогнутыми сандриками. Ребра четырехколонного фонаря подчеркнуты тонкими полуколоннами.

Арки оформлены простым узким архивольтом с выделенным замком и профилированными импостами. Трибуны нижнего яруса башен имеют лучковые фронтоны, верхний, ярус обработан треугольными фронтонами. Фасады башен завершены пологими лучковыми фронтонами. Каждый из ярусов увенчан карнизом и поясом прямоугольных впадин виадии.

В целом характерной особенностью обработки фасадов астраханского костела является своеобразное искажение применяемых классических форм.

Первоначально перед входом в костел, во всю ширину главного фасада была устроена открытая терраса с балюстрадой и крыльцом, выполнявшая функции галереи.

Архитектурное оформление интерьера в основном повторяет решение фасадов. Сдвоенные пилястры того же ордера соответствуют расположению их на фасадах. Антаблемент лишен карниза и разделительного пояса прямоугольных впадин. Широкое средокрестие выделяется каннелюрованием сдвоенных пилястр у подкупольных столбов. Двери в нижние помещения башен обрамлены порталами, подобными боковым порталам главного фасада. Средокрестие и алтарь были украшены настенной живописью: фрагменты росписи сохранились в восьмерике и у горнего места, где помещается выполненная Гжебиной (нач. XX в) фреска „Коронование Богоматери". Предметы внутреннего убранства утрачены, однако еще в 1930 г. польский исследователь П. Бохдзевич застал резной алтарь и две кафедры в стиле рококо.

Астраханский костел своей купольной двубашенной композицией восходит к первой церкви такого типа - Сайт Аньезе Барромини (1651-1657), которую он отчасти повторяет также общей схемой решения главного фасада. Двойственность конструктивно-пространственного решения, в свою очередь, связывает его с кругом малопольской барочной архитектуры Белоруссии и Западной Украины.

Синтез центрической и продольной планировки в структуре астраханского костела осуществлен с предельной наглядностью: четырехстолпный православный храм „вставлен" в католическую базилику. "Этим приемом подчеркивается миссионерское назначение храма. Одновременно обработка его фасадов носит недвусмысленный „европейский" и „католический" характер. Широкое использование пышной барочной выразительности, сопровождающейся так называемой варваризацией стиля, так же диктовалось особой ролью костела - служить наглядной пропагандой католицизма.

В целом астраханский римско-католический костел может быть отнесен к числу наиболее интересных культовых сооружений переходного - от позднего барокко к классицизму - периода.

В 1978 г. в этом памятнике архитектуры по проекту института „Спецпроект-реставрация" (архитектор Н. Шемшури-на) были начаты реставрационные работы. По завершению их (бригадир реставраторов АСНРПМ В. Ильин) в здании разместится выставочный зал картинной галереи им. Кустодиева.

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Основоположник вологодской хирургии
В 1900-1906 гг. хирургом Вологодской губернской больницы был Николай Иванович Якубов. До этого он не менее 10 лет работал ординатором больницы. При нем расширился диапазон хирургических операций. Он удалял злокачественные опухоли, произво ...

Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений
Успешная деятельность муниципальной библиотеки по пропаганде краеведческих знаний возможна лишь во взаимодействии с библиотеками других систем и ведомств, государственными организациями, ведущими профессиональную краеведческую работу: муз ...

Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа
Героический эпос всегда занимает среди фольклорных жанров особое место. Эпос больше, чем любой другой жанр, связан с историческими судьбами народов, и в нем ярче, чем в любом другом жанре, выражается национальное самосознание народа. Осно ...