Просветительское движение в Омске

В начале 70-х годов в Омске жил писатель Николай Иванович Наумов. Выпускник Петербургского университета, член «Сибирского землячества». Все силы своего таланта и ума писатель посвятил сибирскому народу. В Омске Наумов написал рассказы из жизни сибирской деревни. В Омске Наумов написал рассказы из жизни сибирской деревни. «Местной» теме писатель сумел придать широкое общероссийское общественное значение. «В семидесятых годах Н.И. Наумов пользовался огромной популярностью в самых передовых слоях нашей интеллигенции, - вспоминает Г.В. Плеханов. – Его произведениями зачитывались. Особенный успех имел сборник «Сила солому ломит».

Одной из примечательных черт общественного движения 60-х годов была «горячая защита просвещения». Просветительское движение увлекло и сибирскую интеллигенцию. В 1860 году в Омске создается «Общество бесплатного обучения», затем открываются воскресные школы, читальни. Передовая интеллигенция старалась передать свои знания рабочим, крестьянам, считая, что за грамотными людьми будущее Сибири. Но воскресные школы были запрещены в 1862 году по требованию III отделения. Прекратило свое существование и «Общество бесплатного обучения».

До 70-х годов в Сибири не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Учителями работали выпускники уездных училищ, гимназий или эсктерны.

Первые учительские семинарии открылись здесь в 1872 году – в Омске и Иркутске. Омская учительская семинария впоследствии стала сосредоточием просвещенной молодежи и сослужила добрую службу для дела народного образования в Западной Сибири. За годы своего существования семинария подготовила много учителей, в которых так нуждались сибирские школы. Питомцами Омской семинарии были известный исследователь Сибири А.П. Седельников, казахский поэт и выдающийся общественный деятель Сакен Сейфуллин, писатель Артем Ершов.

В 1876 году в Омске была учреждена мужская гимназия, в 1878 году – фельдшерская школа. К началу 70-х годов относится первая попытка создать в Омске театр. Постоянной труппы в городе не было. В 1877 году этот театр сгорел.

Похожие материалы:

Хозяйственно-культурная характеристика
Экономика В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые ...

Автостереотипы и гетеростереотипы немцев
Первичная негативная оценка «стереотипа» как социального явления, якобы мешающего установлению хороших отношений между людьми, постепенно менялась к более нейтральному контексту и в современных социально-когнитивных исследованиях стереоти ...

Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...