Просветительское движение в Омске

В начале 70-х годов в Омске жил писатель Николай Иванович Наумов. Выпускник Петербургского университета, член «Сибирского землячества». Все силы своего таланта и ума писатель посвятил сибирскому народу. В Омске Наумов написал рассказы из жизни сибирской деревни. В Омске Наумов написал рассказы из жизни сибирской деревни. «Местной» теме писатель сумел придать широкое общероссийское общественное значение. «В семидесятых годах Н.И. Наумов пользовался огромной популярностью в самых передовых слоях нашей интеллигенции, - вспоминает Г.В. Плеханов. – Его произведениями зачитывались. Особенный успех имел сборник «Сила солому ломит».

Одной из примечательных черт общественного движения 60-х годов была «горячая защита просвещения». Просветительское движение увлекло и сибирскую интеллигенцию. В 1860 году в Омске создается «Общество бесплатного обучения», затем открываются воскресные школы, читальни. Передовая интеллигенция старалась передать свои знания рабочим, крестьянам, считая, что за грамотными людьми будущее Сибири. Но воскресные школы были запрещены в 1862 году по требованию III отделения. Прекратило свое существование и «Общество бесплатного обучения».

До 70-х годов в Сибири не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Учителями работали выпускники уездных училищ, гимназий или эсктерны.

Первые учительские семинарии открылись здесь в 1872 году – в Омске и Иркутске. Омская учительская семинария впоследствии стала сосредоточием просвещенной молодежи и сослужила добрую службу для дела народного образования в Западной Сибири. За годы своего существования семинария подготовила много учителей, в которых так нуждались сибирские школы. Питомцами Омской семинарии были известный исследователь Сибири А.П. Седельников, казахский поэт и выдающийся общественный деятель Сакен Сейфуллин, писатель Артем Ершов.

В 1876 году в Омске была учреждена мужская гимназия, в 1878 году – фельдшерская школа. К началу 70-х годов относится первая попытка создать в Омске театр. Постоянной труппы в городе не было. В 1877 году этот театр сгорел.

Похожие материалы:

Творческие итоги -2001
2001 год был для Этнографического музея годом, богатым культурно-массовыми, научно-просветительскими мероприятиями: традиционная передвижная выставка из фондовых коллекций « Материальная культура народов Забайкалья» экспонировалась в школ ...

Семиотика жестов
Семиотика как наука о знаках и знаковых системах выдвигает на первый план категорию знакового образования. С семиотической точки зрения, культура предстает как «ненаследственная память человечества», причем, вся информация о мире хранится ...

Краткая социальная и этнокультурная характеристика
Самоназвание: орочон, венки Языковая семья: алтайская Языковая группа: тунгусо-маньчжурская Конфессиональная принадлежность: православие, традиционные верования Расселение в РФ по административным единицам: Эвенкийский АО, Якутия, Ир ...