Обычаи и традиции даргинцев

Страница 2

Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические (фетишизм, знахарство, духи-демоны), анимистические, космогонические.

Значительного развития достигла народная медицина.

В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба (с кушаком и без), метание камня в цель, стрельба камешками из пращи и специального лука.

Музыка даргинцев носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур - типа мандолины), смычковые (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Самый популярный танец - лезгинка, были массовые ритуальные танцы, например, свадебный «линейный» танец сирхинцев.

Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия было двух- и более этажное каменное закрытое жилище с расположением под жильем хозяйственных построек и двора под и перед ним, с плоской кровлей.

Традиционная одежда даргинцев общедагестанского типа. Мужская - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений. Современная одежда почти полностью городского типа, лишь у пожилых людей (и в ансамблях) сохранились элементы традиционной одежды.

Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).

Популярны были также супы, каши; из напитков -хлебный, буза (гъаруш), кипяченое вино (мусти), медовуха (макатта), квас из толокна с солодом (макъсуман), позднее - чай, водка. В советское время на пище сказались рост благосостояния, увеличилось потребление овощей, консервантов, появились фабричные изделия и полуфабрикаты, новые блюда.

Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: вымывание традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.

Основными видами транспорта даргинцев были верховая лошадь, двухколесная арба в бычьей упряжке, вьючные животные (осел, лошадь, мул), волокуша (особенно в предгорье). Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что уже отрицательно сказывается на личном хозяйстве[2].

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Настенная живопись пещеры Шульган-Таш
К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна. Рисунки размещаются как на среднем, так и на верх ...

Смоленская епархия в оккупационный период
Накануне Великой Отечественной войны Смоленской епархии как таковой уже не существовало. К лету 1941 г. в области почти не осталось действующих церквей, а в самом Смоленске незакрытой осталась только одна Тихвинская кладбищенская церковь. ...

Локализация областей
Впервые Городец упоминается под 1172 г. Вероятно, этот город был построен после похода 1164 г. Археологический материал подтверждает, что Городец основан во второй половине XII в. Несмотря на это, А.Ф. Медведев, производивший здесь раскоп ...