Обычаи и традиции даргинцев

Страница 2

Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические (фетишизм, знахарство, духи-демоны), анимистические, космогонические.

Значительного развития достигла народная медицина.

В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба (с кушаком и без), метание камня в цель, стрельба камешками из пращи и специального лука.

Музыка даргинцев носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур - типа мандолины), смычковые (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Самый популярный танец - лезгинка, были массовые ритуальные танцы, например, свадебный «линейный» танец сирхинцев.

Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия было двух- и более этажное каменное закрытое жилище с расположением под жильем хозяйственных построек и двора под и перед ним, с плоской кровлей.

Традиционная одежда даргинцев общедагестанского типа. Мужская - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений. Современная одежда почти полностью городского типа, лишь у пожилых людей (и в ансамблях) сохранились элементы традиционной одежды.

Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).

Популярны были также супы, каши; из напитков -хлебный, буза (гъаруш), кипяченое вино (мусти), медовуха (макатта), квас из толокна с солодом (макъсуман), позднее - чай, водка. В советское время на пище сказались рост благосостояния, увеличилось потребление овощей, консервантов, появились фабричные изделия и полуфабрикаты, новые блюда.

Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: вымывание традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.

Основными видами транспорта даргинцев были верховая лошадь, двухколесная арба в бычьей упряжке, вьючные животные (осел, лошадь, мул), волокуша (особенно в предгорье). Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что уже отрицательно сказывается на личном хозяйстве[2].

Страницы: 1 2 

Похожие материалы:

Этнографические объекты Крымского полуострова
Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э ...

Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века
Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения по шаманству эвенков, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке, такие ...

Смоленская епархия в конце великой отечественной войны 1944-1945 гг.
С освобождение смоленской земли начался и новый этап в истории местной епархии. Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, прекращении активных гонений и предоставлении некоторой религиозной свободы. ...