Крепостная интеллигенция
К Черепановым старший наследник — Павел Николаевич Демидов отнесся довольно снисходительно, он помнил покровительственное отношение родителя к заводским механикам. Поскольку еще отец разрешил постройку второй машины для Медного рудника, то начатое дело продолжалось. Профессор В.С. Виргинский высказывает предположение, что заводовладельцу импонировал интерес, проявленный к достижениям Черепановых знаменитым немецким ученым А. Гумбольдтом, одобрившим при посещении Тагила “столь отличные по своему устройству и пользам паровые машины”.
Труднее складывались отношения с другими поборниками новой техники. Ф.И. Швецов после заграничного обучения вернулся в Тагил в год смерти Н.Н. Демидова. В дальнейшем ему пришлось иметь дело с наследниками. За два десятилетия службы у Демидовых на Нижнетагильских заводах, где он управлял технической частью, Швецов предложил способ обогащения “промывкою продуктов, которые по убогому содержанию в себе меди шли прежде в отвал”, оказывал помощь Черепановым в постройке первых паровозов, проводил опыты по использованию отходящих газов, изготовлению литой стали. Но вместо благодарности в конце жизни был уволен и скончался в полной нищете в Томске после тяжелой болезни. Литейный мастер Ф.Ф. Звездин, прославивший литыми фигурами заводы Демидовых на многих выставках, на склоне дней получил приказ: “уволить на свое пропитание по неимению в нем надобности”. Талантливый механик П.П. Мокеев, не выдержав издевательств главного управляющего, покончил с собой. В демидовских вотчинах немало талантливых людей уходило из жизни именно таким образом.
Число крепостных на Нижнетагильских заводах в 1845 году превысило 43 тысячи. Вольноотпущенных же было только 66 человек. По штатному списку на 1846 год среди последних числились Ф.И. Швецов, его отец и братья, Ефим и Мирон Черепановы, братья Ерофеевы, Е. Устинов, И. С. Макаров, И. Ф. Макаров и некоторые другие наиболее видные специалисты.
Похожие материалы:
Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...
Ремесленный труд
В Красноярском округе свыше 40 % крестьянских дворов было занято ремеслами, связанными с деревообработкой. На втором месте стояли извозный промысел и дворничество. Дворничество – промысел, связанный с содержанием постоялых дворов. Затем ш ...
Крепостная интеллигенция
К Черепановым старший наследник — Павел Николаевич Демидов отнесся довольно снисходительно, он помнил покровительственное отношение родителя к заводским механикам. Поскольку еще отец разрешил постройку второй машины для Медного рудника, т ...